Posted 28 октября 2020,, 16:58

Published 28 октября 2020,, 16:58

Modified 27 декабря 2022,, 13:27

Updated 27 декабря 2022,, 13:27

Нищета по закону: почему работники военкоматов получают ниже МРОТ

28 октября 2020, 16:58
В России впервые за 7 лет расходы на нацэкономику превысили расходы на оборону. Экономить военным предлагается на социальных статьях, в том числе под удар попадет гражданский персонал Вооруженных Сил РФ. Сотрудники московских военкоматов рассказали «НИ» о своих зарплатах, которые стали ниже пособия по безработице.

Анна Алёшина

В нынешнем проекте закона о бюджете по разделу «Национальная оборона» выделяется 3,11 трлн рублей, а по разделу «Национальная экономика» - 3,37 трлн. Переориентацию приоритетов правительство и Дума объясняют кризисным положением, вызванным пандемией. Известно, однако, что в докризисном плане траты по линии Минобороны России итак предполагалось урезать на 120 млрд рублей, коронавирус скорректировал сокращения до 200 млрд.

Курс на постепенную демилитаризацию, воплощаемый экономическим блоком правительства, уже дает ощутимые результаты и отражается на конкретных «сословиях».

В редакцию «Новых Известий» обратились сотрудники военного комиссариата Москвы с жалобами на предельно низкие заработные платы. Собеседники пожелали сохранить свою конфиденциальность.

- За ответственную работу, за службу Родине люди, живя в Москве, получают на руки не больше 13-15 тысяч рублей. При этом с экранов телевизоров президент, гарант Конституции и правительство нам постоянно говорят о том, как незаконно, как аморально иметь зарплату в России ниже МРОТ. Почему же данные указания президента расходятся с приказом Минобороны Российской Федерации №545? - говорит сотрудник военкома.

Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.08.2020 №542н, величина прожиточного минимума во II квартале 2020г. в России составляет для трудоспособного населения – 12392 рубля (11468 рублей на душу населения).

В Москве – прожиточный минимум во II квартале 2020г. определен в 20361 рубль (17841 рубль – в расчете на душу населения).

Обновленный последний раз 18 сентября 2019 года приказ Минобороны России “О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации” за подписью министра, генерала армии Сергея Шойгу действительно устанавливает перечень должностных окладов, существенно ниже установленного МРОТ.

Так, согласно этому приказу, в военных комиссариатах субъектов РФ и муниципальных военных комиссариатах зарплаты выше МРОТ только у военного комиссара и его заместителя, а именно - от 15.420– 19.540 рублей, в зависимости от разряда комиссариата.

Зарплаты всего остального гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно этому документу, до МРОТ не дотягивают. Помощник военного комиссара, начальник отдела, начальник отделения, старший помощник начальника отделения, помощник начальника отделения, начальник группы и так далее получают меньше.

Собеседник «Новых Известий» - пенсионер, офицер в отставке. Он работает в одном из военкоматов столицы помощником начальника отделения. Вопрос крайне низких зарплат в его учреждении поднимается уже не меньше пяти лет, но вопрос не решается. Проводится индексация, и на этом миссия исполнена, как говорится.

- В моем трудовом договоре размер должностного оклада 8900 рублей. Работаю на полторы ставки. Последние годы зарплату больше 15 тысяч рублей с копейками в месяц я на руки не получал. Премии – что-то около 1500-1700 рублей - один раз в магазин сходить. В нашем военкомате трудоустроено около 80 человек, и у всех, кроме начальства, примерно вот такие зарплаты. В конце года, иногда в конце полугодия или квартала, так называемыми «собянинскими надбавками» нам дотягивают выплаты до МРОТ, но как жить целый год на 15 тысяч? Многие до декабря и не дотягивают, увольняются, - рассказывает собеседник.

До назначения министром обороны Анатолия Сердюкова каждый военкомат в стране был отдельным юридическим лицом и свои ассигнования получал от Минобороны напрямую. Сердюков перекроил структуру местного военного управления - все военкоматы стали отделами городских военкоматов, вскоре изменились и принципы финансирования. Зарплаты одномоментно упали в несколько раз,- рассказывает источник.

По его словам, ситуация с хроническими низкими зарплатами привела к тому, что во всех военкоматах страны, даже в больших городах, остались работать одни пенсионеры, студенты и «приблатненные» - мальчики-сержантики, по которым договорились, что они числятся в военной части, а на самом деле отсиживаются при военкомах.

- Проблема не только в том, что зарплаты малы. Люди отрабатывают свои 40 часов в неделю и должны как-то существовать на мизер от месяца к месяцу, а все доплаты – это такое снисхождение рекомендательного характера - могут дойти, а могут и не дойти. Статья 133 Трудового кодекса РФ говорит о том, что месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Работнику обязаны доплачивать до регионального МРОТ ежемесячно, а не раз в квартал или год. Но никто ничего не боится в верхах, а наши работники военкомата, которые пытались жаловаться, уже уволены, - комментирует собеседник.

По его мнению, схема с отсроченными губернаторскими доплатами до МРОТ провоцирует коррупцию: тот, кто отвечает за распределение средств, заинтересован в том, чтобы к концу года как можно большее число работников уволилось, не дотерпев до этих самых годовых «премий», тогда они останутся в «закромах». Или – эти же «сэкономленные» деньги можно год не выплачивать, но крутить на банковских счетах.

Собеседник предполагает, что такая «бизнес-идея» только в Москве, по самым скромным подсчетам, могла бы приносить интересантам более 150 млн рублей.

- Вопрос в том, кто создал такую систему выплат? Почему ежемесячно мизер, а там надейтесь на лучшее, может, заплатим, а, может, и нет. Это порождает сумасшедшую текучку кадров, что точно не влияет благотворно на учреждения структуры Вооруженных Сил России. Гроши получают люди, искусственно из разряда военных переписанных в гражданский персонал, хотя функции у них военные донельзя: мобилизационная работа, призывники, подготовка ресурсов для пополнения Вооруженных сил на особый период. Чуть ли не каждый сотрудник военкомата, вплоть до низших звеньев вообще-то имеет доступ к гостайне, даже ежемесячно получает за эту работу с секретными материалами какие-то там смешные сотни рублей, а текучка и гостайна, по-моему, плохо совместимы.

Сейчас в пандемию эти кадровые просчеты привели к тому, что военкоматы чуть ли не в одночасье опустели. Когда основной состав сотрудников предприятия или учреждения - в возрасте 65-70+, то, по идее, что с таким предприятием происходит в пандемию? Оно останавливает работу. Вот и военкомы должны сейчас по этому же принципу распуститься по домам, а это значит что некому вести военно-мобилизационную и учетно-призывную работу в российской армии? Комиссарам пришлось экстренно изобретать рапорты - сотрудников просят писать заявления о том, что добровольно, несмотря на возраст, они остаются на рабочих местах. Ситуация с седеющими военкоматами характерна для всей страны, отмечают собеседники.

- Проблема в том, что оптимизацией расходов на военные нужды у нас занимаются люди, не имеющие никакого отношения и навыка в этой отрасли – это финансово-экономический блок правительства, просто берут в руки калькулятор в своих теплых кабинетах и режут. Так под нож первыми пошли люди в форме, и космическая отрасль, например, изъятая из лона армии, уже загнулась. На очереди – военкоматы. После реформы Сердюкова за призыв в армию у нас по закону в регионе отвечает губернатор, а в районе – глава района. И среди этих чиновников не только не служившие мужчины, но зачастую вообще женщины. Чиновники всегда далеки от армии. Конечно же, эта зона ответственности должна ложиться не на них, а на действующих военных, - говорит депутат Госдумы Александр Шерин, занимавшийся проблемой низких зарплат гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

– Сегодня мы имеем резкий дисбаланс: хорошая зарплата у контрактников, хорошие оклады у офицерского состава. Но у всех, кто, условно, не встает под ружье, но продолжает свою военную деятельность, зарплата экстремально низкая. Речь о ветеранах боевых действий, военных, прошедших горячие точки, преподавательском составе военных учебных заведений. Да, у них есть социальные доплаты от государства и пенсии, но я вас уверяю, они вообще не покрывают то заработанное количество болезней, которые остаются с ними на всю жизнь. Так может не отбирать у них возможность работать, сколько работается? При любом раскладе, ветераны боевых действий – это самая боеготовная часть и пользы от них в случае мобилизации явно больше, чем от необученных 18-летних парней, - говорит депутат.

Парламентарий добавляет, что не раз обращался с вопросом о низких зарплатах гражданского персонала ВС РФ в правительство. «Ответ один, уже превратившийся в мем: денег нет», - комментирует Шерин.

По поводу низких зарплат писали в Минобороны и сами сотрудники военкомов. Они передали редакции два ответа на свои письма.

«<…> в соответствии с Трудовым законодательством Российской Федерации выплаты стимулирующего характера (в т.ч. премии) являются частью месячного дохода работника, а значит, учитываются при сравнении размера его месячной заработной платы с минимальным размером оплаты труда <…>

Необходимо отметить, что доведенные до военного комиссариата г. Москвы бюджетные ассигнования на оплату труда гражданского персонала позволяют обеспечить выполнение законодательства Российской Федерации о минимальном размере оплаты труда, предусмотрев при необходимости в локальных нормативных актах стимулирующие выплаты за счет экономии фонда оплаты труда гражданского персонала.

Одновременно сообщается, что гарантии, предусмотренные статьей 133.1 ТК РФ по установлению размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, установлены только для работников, занятых в организациях, финансируемых за счет бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета, собственных средств) и в силу законодательства Российской Федерации не могут распространяться на гражданский персонал воинских частей (организаций)», - отвечает заместитель директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ Сергей Микищенко.

«Приходят отписки, в которых без стакана, так сказать, ничего не разобрать. Ясно только одно – всё по закону! Судя по всему, какие-то минимальные критерии законности при начислении таких зарплат «помогает» выдержать дробление их на должностной оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты. А также – вычленение из воинских организаций так называемого «гражданского персонала», расходы на содержание по которому отнесли к возможностям региональных бюджетов, взамен федерального», - комментируют сотрудники московского военкомата.