Ирина Зиганшина
Самец малого веретенника, получивший имя 4BBRW (таким образом были зашифрованы четыре кольца на ногах, которыми его пометили: синее, синее, красное и белое), был одной из четырех птиц, за которыми наблюдали орнитологи. Помимо колец, ученые закрепили на спине 4BBRW спутниковую метку 5gm, которая позволяла отслеживать перемещение птицы.
Два месяца веретенник вместе с сородичами питался червями и моллюсками на аляскинских болотах, а 16 сентября стая покинула Америку и отправилась на юг. 11 дней спустя радары засекли веретенника в бухте близ Окленда.
Спутник зафиксировал полет в 12 854 км, но ученые полагают, что с учетом возможных ошибок реальное расстояние – около 12 200 км. Предыдущий самый длинный беспосадочный полет птицы – 11 680 км – был зафиксирован в 2007 году.
Доктор Джесси Конклин, сотрудник консорциума Global Flyway Network, занимающегося изучением птичьих миграций, говорит: «Они словно обладают способностью понимать, в какой точке земного шара они находятся. Мы не можем этого объяснить, но, похоже, у них есть бортовая карта. Дни напролет они летят над открытым океаном в центре Тихого океана, где вообще нет земли. Затем добираются до Новой Каледонии и Папуа-Новой Гвинеи, где довольно много островов, и, заметив землю, как будто решают: «Пора поворачивать, не то я пропущу Новую Зеландию».
Что касается малых веретенников, то ученый описывает этих птиц так: «У них невероятно эффективное соотношение топлива и энергии. Природа спроектировала их как реактивный истребитель. Длинные заостренные крылья и обтекаемая форма тела обеспечивают им отменный аэродинамический потенциал».
Ожидается, что веретенник-рекордсмен и его сородичи полетят обратно в марте. Вероятно, полет пройдет через Азию, где они проведут около месяца, кормясь в районе Желтого моря, прежде чем вернуться на Аляску. Ученые считают, что маршрут через Тихий океан, который выбирают птицы, работает как «экологический коридор»: благодаря сильным ветрам там меньше хищников и ниже риск болезней.
«Есть и другие птицы, которые совершают подобные полеты, скажем, на 10 000 км, но в мире не так много мест, где это необходимо, – говорит Джесси Конклин. – Поэтому нельзя сказать, что это единственная птица, способная на такой перелет. Скорее это единственная птица, которой приходится это делать».