Дарья Вознесенская
Донские казаки пытаются отстоять свой язык. Недавно на виртуальной конференции была представлена резолюция, в которой говорится о признании казачьего языка, имеющего диалекты — гутор, балачку и др. Якобы те, кто пренебрегает изучением своего языка, не смогут считаться полноценными казаками, социально адаптироваться к среде и будут считаться утратившими связь с народом. Процесс сохранения языка рассматривается в контексте того, что казачество является народом, сказал изданию RostovGazeta.ru писатель, основатель школы литературного гутора Вячеслав Бублеев.
Он пояснил, что большая часть этого народа двуязычна или триязычна. «Мы разговариваем по-русски, мы могем гутарить. Это у нас из детства: в школе учились на русском, дома разговаривали на гутаре», — отметил писатель.
В качестве доказательства существования казачьего языка Бублеев привел пример: в 1812 году, по его словам, Кутузов потребовал прислать толмача, чтобы взаимодействовать с казачьими частями в глубинке, потому что просто не понимал их.
При этом своей письменности у казаков никогда ранее не было. Она появилась лишь в 21 веке и основана на 40 тысячах самобытных слов, которые частично забыли из-за ассимиляции. Бублеев рассказал, что сейчас активисты создают произведения на казачьем языке, готовят к выпуску первый национальный сборник. «Каждый народ твердо становится на ноги, когда у него появляется литературная форма языка, литературные произведения, то есть письменные источники», — отметил он.
Писатель также добавил, что для любой культуры нужны инвестиции. Но сейчас казаки вынуждены продвигать себя сами. Над вопросом сохранения языка работает группа энтузиастов.
Но ни о каком отдельном управлении сейчас речи не идет. Все дело в том, что современные казаки выросли в нынешнем социуме, по его понятиям, поэтому, если они доберутся до власти, то начнут «хапать», считает Бублеев. По его мнению, для начала должно вырасти поколение казаков, воспитанных по казачьим обычаям.
Пока же доходит до того, что многие при переписи населения указывают национальность «казак». «В чем есть обида наша — никто не задается вопросом, является ли грузин грузином или он грузинского сословия, русский является ли русским. А вот к нашему народу — величайшая несправедливость совершилась», — подчеркнул Бублеев.
По мнению политолога Александра Джадова донские казаки «имеют полное право с любой точки зрения, чтобы себя самопрезентовать таким образом». Он отметил, что Россия до сих пор муссирует имперский дискурс в плане нацобразования, поэтому каждый может называть себя кем хочет. «То есть, гражданство России, национальность — казак или любая другая из присутствующих здесь», — пояснил эксперт.
Также Джадов отметил, что казачий язык — это один из регионалектов. Наравне с регионалектами поморов, пермяков и проч. Но говорить об особом обособленном языке в этом случае нельзя. «Что такое казачество? Оно формировалось из разных людей, которые в разное время по разным причинам приходили на Дон. О каком языке может идти речь, когда эти люди всегда приносили с собой что-то извне?», — говорит политолог. Например, по его словам, калмыки были «приписаны» к донскому казачеству, также присутствует тюркский элемент.
Джадов считает, что в настоящее время вопрос национальности казаков не имеет яркого политического характера. Он полагает, что выделение Донской республики могут поддерживать только «маргинальные элементы». «К казачеству в целом и уж тем более к какому-то сепаратизму население нашего региона совершенно не готово. И даже воспринимает эту идею дико», — добавил эксперт.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев согласен, что юридически казаки могут называть себя кем угодно. «Другой вопрос — существует идея, идущая еще от генерала Краснова, что казаки не русские. Это же не рядовые казаки выдумали, что казаки — это отдельный народ, который возник чуть ли не со времен неандертальцев. Эти идеи на Дону были реально популярны. Именно поэтому там было так много предателей. Потому что одновременно донские казаки героически воевали, а, с другой стороны, была еще идея, что казаки — это отдельный арийский народ, который идет бороться с конгломератом русских», — рассказал он в разговоре с «Новыми Известиями».
Журавлев считает, что казакам просто хочется себя уважать. «Поводов для этого мало, поэтому они предпочитают себя уважать за то, что принадлежат к такой великой, древней, могучей, гениальной нации, которая то ли море вырвала, то ли неандертальцев разогнала. Вот это желание — уважать себя на халяву, извините за мой французский, и порождает такие всплески в казачьем народе», — говорит собеседник.
Конечно, у казаков есть своя культура, традиции, история. Да, казачество существует не одно столетие, но Журавлев задается вопросами: куда девать генетику и почему казаки должны быть отдельным народом?
«Насколько я знаю, и у старых казаков не было привычки спрашивать: „Кто твой отец?“. Спрашивали: „В бога веруешь? Водку пьешь?“. Если да, то казак. Поэтому бог весть, насколько нынешние казаки генетические казаки. Там все мешано-перемешано, это же окраина, туда стекались люди, которые не могли примириться с жизнью того государства, в котором они жили. Вспомните, как у Шолохова описан Григорий Мелехов — он чистый турок — горбоносый, черноглазый, черноволосый», — отметил Журавлев.
В настоящее время, по словам эксперта, существует реестр казаков, которых признает государство. Но туда входит не так уж и много человек. «Да и вообще сложно сказать, даже реестровые казаки — они вообще казаки? Если вы называете себя народом, тогда надо искать генетическую связь. А тут концов не найдешь. Слишком бурная была история на Дону в 20 веке. Последний стопроцентный казак был Буденый», — добавил директор Института региональных проблем.
«Будет ли это стремление казаков иметь политические последствия? Все зависит от количества: если людей много и они хорошие пропагандисты, то это может иметь политические последствия регионального характера. Но это вряд ли пользу принесет Ростовской области. Им бы сейчас экономикой заниматься, а не выдумыванием собственного народа, языка и государства», — заключил Журавлев.
Языковой вопрос остро стоит на протяжении нескольких лет и в Татарстане. Напомним, в августе 2017 года президент России Владимир Путин заявил, что изучение национальных языков должно быть добровольным и поручил Генпрокуратуре провести проверку. По ее результатам нарушения были выявлены в Татарстане. Результатом «языкового скандала» стало сокращение часов изучения татарского в школах до двух в неделю и отставка министра образования республики Энгеля Фаттахова. По информации Inkazan, он лоббировал увеличение количества часов татарского до пяти-шести в неделю. Также при нем появилось разделение предмета на язык и литературу.
Позже Путин подписал поправки к законодательству, согласно которым в обязательную часть школьной программы вошел предмет «родной язык», в рамках которого татарстанские школьники изучали либо татарский, либо русский.
Так, в 2018 году татарстанские родители впервые выбирали, какой язык их ребенок будет учить в качестве родного. В итоге 65% остановили свой выбор на татарском, а 35% — на русском. Но и здесь не обошлось без скандала: родители заявляли, что учителя заставляли их переписывать заявления при выборе русского как родного. «Педагоги приводят и такие аргументы: „В свидетельстве о рождении указано, что мама татарка, значит, ребенок должен быть в татарской группе“», — пишет Inkazan.
В очередной раз языковой вопрос встал при поддержке поправок к Конституции РФ. Опасения в Госсовете Татарстана вызвали положения о «государствообразующем народе». «Никакие поправки не должны обнулять равенство народов! Для такой многонациональной страны, как Россия, принципиально важно обеспечить гарантии равенства всех наций и народностей, особенно по языковым проблемам», — подчеркнул тогда председатель татарстанского отделения КПРФ Хафиз Миргалимов.
«Любой человек своей национальности обязан, должен знать язык матери. Ну, и есть национальные республики. Я думаю, что мир, согласие — это когда мы знаем тонкости друг у друга», — отметил в августе этого года глава Татарстана Рустам Минниханов.
Языковой скандал не обошел и Удмуртию. В сентябре 2019 года во время пикета за сохранение удмуртского языка ученый Альберт Разин поджег себя у входа в здание Госсовета, пишет Udm-Infо. В его руках был плакат с надписью: «Если завтра мой язык забудут, я готов сегодня умереть». После инцидента Разин был госпитализирован, позже — скончался в больнице. Накануне произошедшего ученый направил петицию с требованием защитить родной удмуртский язык в Госсовет Удмуртии.