«Две луны в твоих мокасинах»: Инклюзивный проект поможет начать жизнь заново

6 октября 2020, 14:14
Индейская пословица гласит: «Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах». Инклюзивный видеопроект «Две луны в твоих мокасинах» исследует опыт жизни в условиях ограниченных возможностей и стратегии преодоления кризисных обстоятельств на примере историй судеб людей с инвалидностью.

По сути, этот удивительный проект – неожиданная рука помощи, протянутая всем нам, "заложникам ковида", теми, кто не пал духом, кто сумел принять свои вынужденные физические ограничения и связанный с ними уклад, выстроив свою жизнь и работу так, чтобы они, несмотря ни на какие преграды и сложности, были наполненными и приносили радость и удовлетворение.

Мария Дубинская

«Две луны в твоих мокасинах» придумала и реализовала при поддержке международной команды единомышленников Янина Урусова, известный специалист в области инклюзии, социальный предприниматель, культуролог. Кстати, Янина также является одним из основателей проекта BezGraniz Couture, посвящённого «ребрендингу инвалида» и «особой» моде - разработке дизайна и созданию адаптивной одежды для лиц с ОВЗ. Благодаря таким энтузиастам в России на новый уровень выходит не только общественная дискуссия о жизни с инвалидностью, но и, что самое важное, постепенно действительно качественно меняется к лучшему само отношение к "другим" людям в нашей стране.

«Более десяти лет я занимаюсь тем, что связано с вопросами инвалидности. В какой-то момент я осознала, насколько мне знакомство с моими героями и партнёрами помогает в моей собственной жизни. Как-то однажды утром я просто никак не могла встать, было, что называется, влом, очень тяжело. Я думала, боже мой, какая же я несчастная! А потом я просто вспомнила всех, с кем познакомилась, работая в инклюзии. И с этого момента я не то чтобы стала меньше ныть и страдать – хотя и этого тоже действительно стало меньше, я такой же слабый человек, как и все мы, - но эта слабость больше не разрастается до огромной тучи, которая меня убивает. Люди с инвалидностью имеют удивительный опыт и удивительную способность и возможность поддержать нас, столкнувшихся с кризисной ситуацией в связи с вирусом.

««Две луны…» это серия видеоинтервью с людьми, которые, став инвалидами, сумели принять новую трудную ситуацию, признать свои ограничения, найти новые точки роста и, с учётом этого, выстроить жизнь с чистого листа. Среди героев - Евгения Воскобойникова, Нина Вортманн, Роман Аранин, Айслу Асан и многие другие. Они рассказывают, с одной стороны, простые вещи: о том, как обрести себя в новой ситуации, найти новые источники силы и адаптироваться, приспособиться к новой среде и технологиям. С другой стороны, этот опыт сегодня важен всем нам, ведь в какой-то степени мы все сегодня живём в мире ограниченных возможностей, а период карантина показал, что далеко не все готовы к таким поворотам», - рассказывает Янина Урусова.

По её словам, в условиях пандемии и ограничений в 2020 году люди с инвалидностью оказались лучше приспособлены к работе и жизни в кризисной ситуации: зачастую они раньше других осваивают цифровые технологии; жизненный опыт научил их гибкости и открытости, научил не только находить поддержку, и оказывать её.

«Наш мир меняется — и иногда даже быстрее, чем нам бы хотелось. Меняется и отношение к людям с инвалидностью. Всё больше стран перестают воспринимать их как объект социальной защиты или благотворительности. Включение людей с разного рода особенностями в общество на равных правах – очень актуальная тема, в том числе и для бизнеса», - отмечает Янина Урусова.

Проект стал прекрасным примером работы на удалёнке: инклюзивная команда, создающая «Две луны…», работает в Москве, Берлине, Сарапуле, Гамбурге, Ростоке, Варне, Вальдзассене, Тель-Авиве и Ереване.

Продлится проект до конца ноября, новое интервью выходит по средам на ютуб-канале In your moccasins.

Также информация о проекте есть в Facebook в группе IN YOUR MOCCASINS и на телеграмм-канале @urussowa, в ближайшее время она также появится на сайте urussowa.com

Первое интервью проекта «Две луны в твоих мокасинах» — с журналистом, менеджером по стратегическому партнерству Google Россия, автором книг, активистом инклюзивного движения в России и моделью Евгенией Воскобойниковой. В 2004 году из-за аварии по вине пьяного водителя она оказалась в инвалидном кресле, но взяла жизнь в свои руки.

«Общего очень много, но вместе с тем я понимаю, что эта остановка зависит не только от внешних факторов, но и от нас самих. В принципе, мы можем делать такие остановки регулярно и они очень хорошо сказываются на том, что мы делаем после них, после этого долгого обдумывания.

Моя остановка тогда, 13 лет назад, и остановка сейчас в связи с тем, что случился ковид, имеют отличия. Сейчас я удалённо работаю, развита видеосвязь, я не чувствую дефицита общения с людьми, с близкими, которые находятся далеко.

13 лет назад счастья в виде хорошего доступного интернета не было. И даже подумать было невозможно, что я созвонюсь с кем-то из другой страны, что пообщаюсь и поделюсь своими впечатлениями.

Но при этом я понимаю, что такая остановка необходима каждому человеку. Сейчас я гораздо больше ценю своё время, гораздо больше ценю то, что могу находиться дома со своим ребёнком и отдавать своей дочке гораздо больше своей энергии и тепла, несмотря на то, что в какой-то момент, может быть, она мешает мне работать, я её отталкиваю и не занимаюсь какими-то её делами.

Но всё равно я знаю, что эта коммуникация и такая близкая связь, которую невозможно было наладить, когда я находилась на работе целый день, сейчас есть и я вижу отдачу и что мы гораздо больше сблизились.

При этом у меня есть понимание, что такая вынужденная остановка для многих людей подобна маленькой смерти.

Им кажется, что всё у них в жизни рухнуло, нет налаженного быта, который теперь в спешке надо налаживать, что добавляет стресса и погружает в ещё большую депрессию.

Я очень сочувствую людям, которые сейчас, в «удалении», остались в одиночестве. Потому что я понимаю, что мне самой было бы очень тяжело пережить такое, находясь один на один с собой и не имя возможности кому-то поныть, поделиться с кем-то своими переживаниями. Этого очень не хватает.

Ты привык планировать, но в этой ситуации ты не можешь планировать. И это тебя очень сильно дестабилизирует. Ты не знаешь, что тебя ждёт через неделю, через месяц, никто уже не строит планов о том, что будет через полгода, сможем ли мы передвигаться по миру, ходить в любимые рестораны и так далее, сможем ли наслаждаться жизнью в том понимании, в котором это было несколько месяце назад.

Сейчас я понимаю, что далеко не все из нас готовы открыть новую дверь.

Понятно, что какие-то двери всегда закрываются перед нами, но мы далеко не всегда готовы подойти к следующей двери и попытаться её открыть. Мы готовы оставаться в том самом коридоре, потому что это нам комфортно.

Это те условия, к которым мы привыкли и это те рамки, которые мы сами себе поставили.

Расширить эти рамки, выйти из зоны комфорта и открыть какую-то другую дверь, за которой ты не знаешь, что тебя ожидает, плохо там будет или хорошо, это очень сложно. Сложно сделать этот самый первый шаг.

Сейчас, когда я вспоминаю то время, когда я находясь в больнице после аварии, пытаясь принять себя в другом теле после перелома позвоночника, стараясь отказаться от тех грандиозных планов, которые я строила в 20 лет и которые разрушились в одну секунду, я понимаю, что за минувшие 13 лет, которые прожила в инвалидном кресле, я внутренне очень много приобрела как человек.

Чтобы иметь возможность делиться каким-то своим опытом, нужно сначала принять себя таким, какой ты есть, а любые обстоятельства, которые происходят, нужно воспринимать как некий шанс и попытку что-то поменять в своей жизни.

Нужно посмотреть на нынешнюю ситуацию не с точки зрения «Боже мой, какой кошмар, что творится в этом мире!», а воспринимать это как что-то новое, как некий вызов, на который предстоит ответить.

А для этого нужно остановиться и немножко подумать, на правильном ли пути ты стоишь и в правильном ли направлении двигаешься, и что нужно сделать для того, чтобы даже несмотря на тот хаос, который творится вокруг, сохранять спокойствие.

Мне кажется, эти силы невозможно черпать где-то снаружи. Их невозможно найти в каких-то изречениях, в соцсетях, в телевизоре, смотря фильмы, общаясь с друзьями. Их возможно найти только внутри себя.

А услышать себя ты сможешь только тогда, когда ты в одиночестве, наедине с собой, желательно в тишине. Когда ты останавливаешься и просто думаешь о самом сокровенном, возможно, о каких-то желаниях, о которых не думал раньше или отгонял от себя, полагая, что это нереально.

Даже сейчас, на карантине, я понимаю, что возникла определённая рутина, к которой привыкаешь: у меня семья, я живу с родителями, дочкой, у меня работа ежедневная, звонки. Чтобы шире взглянуть на мир я иногда ухожу из квартиры и, несмотря на то, что карантин. Я сажусь на электрическую коляску и езжу где-то по району.

Слушаю музыку в плейере, смотрю на прохожих в масках, на деревья, на проезжающие мимо машины… Это даёт мне какой-то другой заряд и возможность перезагрузиться и понять, а зачем мне вообще всё это нужно? Зачем вся эта рутина, зачем я это делаю и к какой конечной точке я иду хотя бы на протяжении этого месяца? Какой Женей Воскобойниковой я хочу выйти из него?

И вот такие отступления от рутины мне помогают как-то выдохнуть и настроиться на совсем другой ритм. Но то, что мы все из этой карантинной истории выйдем совершенно другими людьми, в этом я убеждена абсолютно.

Проживая жизнь, мы меняем своё отношение к себе внутри общества, отношение к людям вообще.

В какой-то момент, это не произошло очень быстро, я поменяла своё отношение к отношению людей ко мне.

Конечно же, глянец влияет на нашу жизнь, задаёт некие тренды. Считается, что успешная девушка должна ездить на красивой машине, жить в хорошем районе, желательно, в столице, обязательно обзавестись сумкой Chanel, платком Hermes и чем-то подобным, но то, что это не делает нас намного счастливее – это ты понимаешь только с возрастом. Только с тем пережитым опытом, который, опять-таки, приходит лишь с возрастом.

И когда у тебя появляется машина, недвижимость и сумка Chanel, ты понимаешь: «Хм, а оказывается, не в этом счастье, оно где-то в другом месте». И в этот момент ты начинаешь искать его: а где оно? А оно внутри тебя.

И ты понимаешь, что тебе гораздо комфортнее, уютнее и счастливее в каком-нибудь старом свитере, дома, с чашечкой горячего чая в любимой кружке с отколотой ручкой, и когда все твои близкие здоровы и находятся рядом и ты можешь с ними пообщаться, и когда ты понимаешь, что внутри тебя спокойствие и умиротворение.

Но чтобы прийти к пониманию этого, нужно преодолеть те стадии и попробовать много чего в жизни, чтобы понять, что всё, что приносит тебе удовольствие – оно вот здесь, рядом, совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки.

…Я понимаю, что ситуация сейчас у всех очень сложная, и я понимаю, что взгляд со своей колокольни всегда будет другим.

Даже когда я своим друзьям, которые находятся в сложных обстоятельствах, пытаюсь задвинуть свою теорию – «а ты посмотри на меня, подумай, и тебе станет легче» - это не всегда работает. Потому что твои проблемы всегда гораздо больше, чем проблемы того, кто рядом с тобой.

Я могу, наверное, только посоветовать стараться мыслить позитивно. Я понимаю, что это очень сложно. У тебя стоит выбор – обрушить на себя весь негатив и придумать самое ужасное видение того, что может произойти, или ты можешь сфокусироваться на том хорошем, что может произойти даже независимо от тебя и от того, что ты будешь делать.

Ты же не мог предположить, что произойдёт тот карантин, который случился сейчас.

И вот точно так же ты не можешь предположить, что произойдёт дальше – как может быть спасён твой бизнес, как могут прийти какие-то финансы, которых, как тебе кажется, вообще сейчас нет и неоткуда им взяться, как может восстановиться твоё здоровье.

Просто нужно настраиваться на позитив и посылать во Вселенную эти позитивные мысли. Как бы глупо и наивно это ни звучало, в моей жизни это всегда работает».

#Общество #Инклюзия #Новости #Кризис #Общественная дискуссия #Россияне #Россия #Инвалиды
Подпишитесь