Людмила Бутузова
Дело прецедентное, если оно выгорит, собственников ожидают трудные времена. Отнять жилье станет возможно не только по «закону о реновации» или в целях развития территорий, но и просто потому, что договора, заключенные по закону «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», можно будет с легкостью признать «устаревшими» или «выданными с нарушениями» четверть века назад.
Вот конкретная ситуация. Поселок Сукко в черте города Анапа. Улица Приморская – единственная, ведущая к морю. Дом, в котором пока еще живет несколько семей, был построен в 1947 году и состоял из трех квартир. Позже рядом с ним появились турбазы и оздоровительные центры. В одном из них, носившим название «Рабочая смена», долгие годы работал плотником фронтовик, кавалер ордена Отечественной войны второй степени Виктор Максимович Неберо. 1996 году он и его супруга получили в собственность по закону о приватизации около 90 кв. метров жилья и семь "соток" земли в доме №1 на той самой Приморской улице. Памятная «ветеранская» табличка до сих пор на фасаде. К деду, пока он был жив, почтальон пачками носил поздравительные письма к 9 мая от всех должностных лиц Краснодарского края, в том числе от межрегиональной прокуратуры. В конце 2019 года все изменилось. Анапский прокурор Александр Фоменко потребовал от детей и внуков ветерана выметаться на улицу. В осуществление этого замысла прокуратура обратилась в суд с иском к администрации Анапы и нескольким семьям, проживающим в поселке Сукко, об истребовании из их владения земельного участка и жилых помещений и признании права них за РФ, так как 24 (!) года назад приватизация была осуществлена «неправильно» и необходимо срочно вернуть незаконно отчужденное государственное имущество!
Суд первой инстанции прокурору в иске отказал в виду очевидно неправовой (и чудовищно несправедливой) позиции. В решении Анапского районного суда указано, что дом, который внезапно стал предметом спора, был передан в общую совместную собственность Виктору Максимовичу Неберо и его супруге Антонине Петровне на основании договора от 1996 года оздоровительно-образовательным центром "Рабочая смена" за подписью начальника Николая Иванюшкина. Договор приватизации, по которому квартира стала собственностью ветерана, является законным и никогда не оспаривался. После смерти жены ветеран передал права собственности на квартиру правнуку по договору купли-продажи в 2012 году. Анапским райсудом также отведены как несостоятельные доводы прокуратуры о том, что земельный участок, на котором расположен дом, должен входить в состав земельного участка детского центра "Смена". Однако центру, который на тот момент назывался "Рабочая смена", глава Анапы предоставил в собственность землю лишь в 1998 году, а право собственности на дом на Приморской было зарегистрировано еще в 1996. Казалось бы, надо прекратить попытки отнять жилье у семьи ветерана Великой Отечественной. Но межрайпрокуратура не унялись и подала в Краснодарский краевой суд апелляционную жалобу.
Невольно возникает вопрос, кто же дергает за ниточки анапских прокуроров, чтобы они, вопреки своему предназначению защищать законные интересы людей, всеми силами старалась лишить их жилья и выкинуть на улицу? Вопрос отпадает сам собой, когда узнаёшь, что третьими лицами в процессе выступают Министерство просвещения России, Управление Росреестра по краю, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом и ФДЦ «Смена».
Последний интересант - это та самая «Рабочая смена», с переходом от социалистической формации к рыночной потерявшая половину названия и, как говорят правозащитники, последние остатки совести тоже. В 2013 году в лагере сменилось руководство – многолетний начальник Николай Иванюшкин, при котором соблюдался баланс интересов жителей Сукко и отдыхающих детей, перешел на другую работу, лагерь, ставший к тому времени федеральным оздоровительным центром, возглавила московская команда, близкая к руководству Росмолодежи и, как сообщают анапские СМИ, «с повадками князьков, которым доверили пороть местных холопов».
Одна из первых акций "Смены" против «местных холопов» -обращение в суд с требованием исключить улицу Приморскую из "перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города-курорта Анапа" и из "адресного реестра МО Анапа". В ситуацию тогда активно вмешалось местное отделение партии «Яблоко».
- Долина Сукко беспредельно застраивается санаториями, базами отдыха и жилыми комплексами, - рассказал «НИ» глава местного «Яблока» Алексей Егоров. – Все уже настолько тесно, что единственным удобным и открытым проходом к морю оставалась улица Приморская. В 2013 году "Смена" перегородила и этот проход. В начале улицы был построен КПП, потом перегородили пляжную территорию, а летом перегораживают береговую полосу и взымают плату за нахождение на пляже. Ущемили и жителей, и отдыхающих. Многим, чтобы попасть к себе домой, требуется пропуск, а чтобы бесплатно подойти к морю, надо с риском для жизни лезть через забор.
Жители дважды обращались к президенту Владимиру Путину в связи с этой проблемой – первый раз в 2013 году было массовое обращение от 862 человек, второй в 2017 году помощи просили 556 человек. Оба раза письмо было "спущено" по инстанциям с формальной отпиской в конце",- рассказал Егоров. - Народные сходы против строительства заборов на пляже не утихают до сих пор. В 2017 году сотрудники "Смены" даже вызывали полицейских с автоматами, чтобы разогнать недовольных жителей поселка. В 2018 году инициативная группа жителей Сукко обращалась за помощью к советнику президента – председателю Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаилу Федотову. Во время визита в Краснодарский край члены Совета посетили пляж в Сукко, выявили нарушения и разработали ряд рекомендаций для прокуратуры края, Министерства природных ресурсов и администрации города, однако все они остались без внимания. Разбирательство дошло до Верховного суда, который 5 февраля 2018 году также отказал ФГБОУ "Федеральный детский центр "Смена" в кассационной жалобе и оставил улицу Приморскую как улицу общего пользования.
- Но решение ВС РФ захватчикам по барабану, - негодует член политсовета «Яблока» Сергей Митрохин, один из инициаторов обращения жителей в Верховный суд. - Для того, чтобы пройти или проехать к собственному дому, жители ул. Приморская по-прежнему, как и все последние семь лет, вынуждены просить разрешение у администрации лагеря. Мучения населения и отдыхающих поселка Сукко не ограничиваются самоуправством «Смены». Последний узкий проход к морю на Казачьем проезде, оставшийся после захвата берега, столь же нагло прихватизировал и военный санаторий «Золотой берег». Центр общественного пляжа он превратил в огороженный пустырь. У меня вопрос к межрегиональной прокуратуре: почему она смотрит сквозь пальцы на эти грубейшие нарушения законов, но проявляет рвение и помогает захватчикам отжимать у простых людей все новые и новые куски курортной земли?
Стоит напомнить, что не правоохранительные органы Анапы, а активисты «Яблока» еще в 2017 году выявили нарушения антимонопольного законодательства на закупках на 163 млн рублей в этом детском лагере, промышляющем совсем не детскими проблемами. В 2019 году также по заявлению «яблочников» Краснодарское управление Казначейства провело две проверки ВДЦ «Смена» в Анапе Общая сумма финансовых нарушений составила 216 755 451,98 руб. Руководство «Смены» привлекли к административной ответственности за грубые нарушения финансовой дисциплины.
Не хочется проводить параллели, но они напрашиваются сами собой: сегодняшний прокурорский наезд на жителей ул. Приморской и попытка выселить их из законных квартир вполне может быть связана с активностью анапских «яблочников». Глава отделения Алексей Егоров- тот самый правнук ветерана войны Виктора Неберо, который сейчас посмертно обвиняется в «незаконной приватизации» дома на Приморской улице. И это уже совсем ни в какие ворота. На дедушкиной площади проживает сегодня несколько ветвей некогда большой семьи, у всех эти 20-25 квадратных метров – единственное жилье. Жители опасаются, что без внимания и должной правовой оценки их права собственности окажутся ничтожными. Надежды на справедливость возлагались на краевой суд, который должен был состояться 29 сентября, но, похоже, нервы людям еще помотают.
- Суд перенесли на 20 октября, - сообщил «НИ» Алексей Егоров. - Заседание даже не начинали, судья позвала всех и сразу отложила заседание. Прокуратура, «Смена» и прочие представители федеральных ведомств были. Прокурор до заседания «по-дружески» сказал, что будет настаивать на требованиях - «команды отказаться от иска не поступало». Судья тоже была приветливая, в хорошем настроении. В отличие от несчастных жильцов, которые уже и не знают, какому богу молиться и какому закону подчиняться.
Комментарий
Адвокат Некоммерческого партнерства «Жилье и право» Евгения Ушакова:
- Приватизация жилого сектора не встретила отпора, в отличие от денационализации земли или промышленности. Это была одной из немногих популярных среди широкой публики мер реформаторов. Людей уверили, что они теперь становятся собственниками жилья, которым смогут распоряжаться по своему усмотрению — продавать, завещать, обменивать и т.д. И десятки миллионов человек стали собственниками квартир. О том, что последует за этим — никто не думал. Реновация, комплексное развитие территорий существенно нарушили право частной собственности, попытки пересмотреть итоги приватизации в судебном порядке усугубляют ситуацию. Люди взбудоражены, ибо у власти плохая «кредитная история», и не существует взаимного доверия между ней и обществом.
Но отменить приватизацию жилья уже невозможно. Если же Краснодарский суд решится на такое, будет создан судьбоносный прецедент, дающий старт тотальному и не побоюсь этого слова, бандитскому переделу собственности в РФ. В Гражданский кодекс придется внести норму, что эти права сохраняются до тех пор, пока собственность не стала предметом интереса любых структур, пребывающих в фаворе у государства.
Что касается происходящего в Анапе, то должна отметить: доводы прокуратуры по данному делу не соответствуют как нормам гражданского, земельного законодательства, так и позиции Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека. Позиция судов, рассматривавших похожие ситуации, едина: "При истребовании владения из чужого незаконного владения (если речь идет об общем интересе) публичным властям надлежит действовать своевременно, надлежащим образом и максимально последовательно».
Позиция Конституционного Суда РФ сводится к тому, чтобы отклонить исковые требования публично-правовых образований, если добросовестный приобретатель, при покупке недвижимого имущества (дом, квартира, земельный участок) полагался на данные ЕГРН и в установленном законом порядке зарегистрировал право собственности на него, а публично-правовое образование не предприняло в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности, своевременных мер по установлению и надлежащему оформлению своего права собственности на это имущество." Краснодарскому краевому суду следует освежить в памяти этот вердикт, и все встанет на свои места.