Анна Берсенева, писатель
Алексей Федяров - мастер повествовательного напряжения. Тревожное ожидание - тот самый саспенс, без которого невозможно остросюжетное произведение, - не отпускает на протяжении всего написанного им текста. Поэтому год назад было очень жаль переворачивать последнюю страницу его романа «Сфумато». Однако и ожидать продолжения как-то не приходилось: очень уж мрачно заканчивалась та антиутопия. Россия будущего была в ней вовсе не прекрасна, а безнадежна, так как лучшие люди смирялись со всесилием тоталитаризма, и даже дети тех, кто погиб в борьбе с ним, становились его верными стражами, сотрудниками тайных служб безопасности, и считали людьми будущего именно себя. Весь же остальной мир попросту отгораживался специальной конвенцией, которая оставляла за этим пещерным государством право делать со своим населением что угодно, лишь бы ядерная безопасность была гарантирована. Какое уж тут продолжение!.. Тупик.
И вдруг Алексей Федяров пишет новую книгу «Агами» (М.: Издательство «Захаров». 2020). И действуют в ней знакомые герои, и речь идет о той самой России будущего - о 2044 годе.
Начинается все именно в такой атмосфере, какая ожидалась по прочтении «Сфумато»: в Печорском кластере, на зоне, которую «держит» вор в законе Паша Старый, затевается побег трех зэков. Что ж, это очень органично для того государства, в которое превратили Россию ее правители. За беглецами отправляется погоня, таким образом с самого начала текст представляет собою динамичнейший экшн со стрельбой из охотничьего лука (один из беглецов, Спиридон, уроженец этих лесных мест) и из огнестрельного «оружия будущего», которым пользуются преследователи. Второй беглец - вор и бывший мент Дима-Чума, а третьим оказывается тот самый Стас Соколовский, сын расстрелянного диссидента, который в финале «Сфумато» стал курсантом школы, готовящей сотрудников службы госбезопасности, и превратился в преданного пса режима. В зону он был внедрен по службе, как по службе же прибыла в Берлин его подруга Маша, тоже дочь «врагов народа» и секретный агент.
Но вот дальше открывается неожиданное обстоятельство: становится понятно, что как ни старались чекисты, как ни опутывали страну прочной своей сетью - рвется эта сеть и расползается. А ведь казалось бы, и руководители цивилизованных государств в это чекистское «внутреннее дело» не вмешивались, и использованы были все приемы, наработанные за века... О них говорит крупный спецслужбовский чин Денис Александрович: «Оставшихся непонятливых переселили в «Печору». Что это такое, ты видишь. Каторга. Извечная русская каторга, ничего нового - освоение территории за счет собственного населения. Возьми человека, отбери у него всё, отправь долбить мерзлоту и лес валить за пайку хлеба и баланду. Неэффективно, но дешево и отработано в деталях».
Однако ничего из этого не вышло. И потому, что невозможно полностью уничтожить все человеческое в каждом человеке, и потому, что внешний мир, в котором при всех его недостатках царит норма и торжествует прогресс, ничем не остановишь в его наступлении на «зону», о которой ее начальник замечает: «Мы родились в этой одной шестой, уже огороженные забором, а потом пространство внутри забора сужалось, сужалось и сузилось до кластера «Печора». Сюда уместились все, кто умеет жить только так: ты или выдаешь пайку, или ждешь ее и жрешь».
Точка выхода из зоны в свободный мир называется Агами. Туда и стремятся трое беглецов. И не ради одной только личной, но ради общей свободы, которая должна прийти в результате отлично продуманного ими плана. С той же целью - достижение свободы для всех - поднимает в «Печоре» восстание старый вор Паша.
Однако главная неожиданность сюжета состоит даже не в этом - мало ли было в российских зонах бунтов и побегов! - а в том, что свободный мир-то, оказывается, давно уже включает в себя и всю территорию России! «Печора» была последней уступкой человечества бесчеловечному, и за ее пределы власть чекистов не распространяется по ошеломляюще простой причине: они способны удержать свою власть лишь на очень ограниченном клочке земли, на большее у них просто нет сил. Не работает мертвечинная методика, сама собою сходит на нет с течением времени и с развитием общества. То есть вся их изощренная мощь оказывается мнимой... Такое вот открытие.
Но все это - лишь социальная рамка антиутопии. А в контуре ее происходит множество головокружительных событий, живут яркие герои, некоторые из которых знакомы по роману «Сфумато», завязываются между ними разнообразные отношения, и сияют цветущей сложностью природа и культура.
Книга «Агами» заставляет вздохнуть с облегчением. За счет мысли настолько же простой, насколько и неожиданной: сила человеческого стремления к свободе в соединении с естественным порядком вещей рано или поздно оказывается сильнее мертвого зла. Единственное, что не обнадеживает - год, в который происходят события. Уж очень далеко он маячит!