Posted 18 сентября 2020, 12:25
Published 18 сентября 2020, 12:25
Modified 7 марта 2024, 14:38
Updated 7 марта 2024, 14:38
«Новая эпоха в отношениях России с Европой и, в частности, с Германией, грозит катастрофой, другого слова я не могу подобрать.
Германия была на пути эмансипации всей Европы от США. Германия выстроила целый фронт против экстратерриториальных санкций против «Северного потока - 2». В Германии, больше, чем в других странах, говорили о концепции строительства Европы совместно с Россией, от Лиссабона до Владивостока.
А сейчас всё это закончено. Сейчас говорят о новой холодной войне.
Действительно, положение очень ужесточается.
И я боюсь, что ситуация будет ещё более серьёзной и отношения могут быть разрушены.
И самое страшное, что немецкие элиты идут на это. Они говорят, что Россия нам нужна только в демократической форме, если Россия будет демократической страной, то мы готовы дальше проводить партнёрство, а так – не будем.
Россия заинтересована сотрудничать в рамках общих интересов, но этого не получается.Мы сейчас стоим перед, я бы сказал, историческим моментом. Казус Навального может повернуть даже, я бы сказал, европейскую политику в другую сторону.
Вы понимаете, здесь, в Германии, люди высказывают такое мнение, что нужно отказаться от российских ресурсов. Даже во время холодной войны таких предложений никто не делал!Нет никакого стратегического диалога о том, как двигаться дальше.
В немецкой преамбуле в Конституции, я спрашивал об этом немецких политиков, написано, что Германия, как интегрирующая часть Европы, должна обеспечивать мир во всём мире.
А они интерпретируют таким образом, что им нужно проводить демократическую политику, осуществлять поддержку демократии во всём мире. Россия – это не демократия, значит, надо пытаться с Россией вот таким языком разговаривать.
Но Россия – это великая держава. И Китай это великая держава. Мы идём в направлении многополярного мира, это просто не получится. Поэтому, тут я вижу, что могут произойти геополитические столкновения.
Потом, Энергетический альянс. Он существовал 50 лет, ещё со времён Советского союза и Западной Германии, в него столько было вложено.Немецкие фирмы, кстати, тоже работают на российской территории. И всё это поддерживало отношения между двумя странами.
Но сейчас есть люди, которые говорят, что всё это надо закрыть.
Россия правильно пошла на такой шаг, что сказала немецким фирмам: если хотите у нас работать, приходите на нашу территорию, не продавайте просто ваши машины из Германии сюда, а начните производить здесь сами, и немцы согласились на это.
Бизнес очень страдает от всей этой ситуации и все боятся, что политика опять будет преобладать, как и шесть лет назад во время украинского кризиса. Тогда немецкие фирмы хотели оставаться на российском рынке и выступали против санкций.
Они и сейчас лоббируют и в Германии, и в Европе идею об отказе, шаг за шагом, от санкций, которые были введены из-за ситуации на Украине.
А теперь опять в Германии стали говорить о приоритете политики, о том, что «нужно наказывать»…
Катастрофа в отношениях России и Германии может случиться с вероятностью 50 на 50. Но я вижу, что в Германии есть много конструктивно и прагматично думающих людей, которые, как мне кажется, всё же не позволят этой катастрофе случиться».