Как горько шутили протестующие минчане, подводя итоги переговоров Путина и Лукашенко в Сочи: «Лукашенко ездил продавать Родину. Но, если верить источникам, не купили...»
На самом же деле итоги официально были озвучены таким образом:
- Беседа была конструктивной и насыщенной по содержанию.
- Опасений, что кредит в 1,5 млрд долларов не вернется, нет. Он предоставляется не Лукашенко, а Белоруссии как братской нам стране.
- Оба президента условились поручить подготовить восстановление транспортного сообщения.
- Лукашенко подтвердил намерение запустить изменения в Конституцию. Путин поддержал проведение конституционной реформы.
- Путин обратил внимание, что все российские военные после завершения учений в Белоруссии будут возвращены к местам дислокации.
- Обсуждались вопросы поставок нефти и газа, итог обсуждения конструктивный.
***
Публицист Анатолий Несмиян выделил из этого перечня два пункта – возвращение российских силовиков, собранных у границы с Белоруссией, и пресловутый кредит в 1,5 млрд. долларов.
Если уход силовиков говорит о том, что они собирались для угрозы протестам, а коль скоро те все равно не прекращаются, то смысла в этом нет, то с кредитом все сложнее.
Да, эти деньги для страны большие, но недостаточные, поскольку настал срок платежа за уже поставленный газ – 400 млн. долларов, а скоро платить еще столько же. При этом экономика страны потеряла за месяц уже 2 млрд. долларов. К тому же белорусы ажиотажно забирают валюту из банков – примерно по 20 млн. долларов в день, то есть за месяц они изъяли уже 2 млрд. долларов. То есть российский кредит лишь продлит агонию на несколько недель.
В случае ухода Лукашенко любое новое руководство будет пересматривать все соглашения и договоренности с Россией. Возможно, более мягко, чем Украина, но говорить о союзничестве уже не придется. Запад вряд ли заинтересован в создании полноценного плацдарма на западе России - достаточно наличия угрозы его создания и строительства "санитарного кордона". И это - принципиально новая ситуация для современной России. ..» - заключает аналитик.
***
Политический обозреватель Дмитрий Дризе со своей стороны уверен, что Лукашенко уже отработанный материал, а волноваться России нужно по другому поводу:
«На первое место в российской политике выходят санкции и похолодание отношений с Западом. Новый союз, похоже, придется отложить до лучших времен.
Визит Лукашенко показал его полную неадекватность — это заметно даже по протокольной видеосъемке. Строить с таким «партнером» союзное государство, по меньшей мере, странно, и уж тем более поглощать Белоруссию. Все это из области фантастики.
В такой ситуации не совсем понятно, чего добивается Москва. Нет никакой программы дальнейшего взаимодействия и очевидного согласия Лукашенко уйти посредством конституционной реформы. В конце концов, позиция делать, что угодно, лишь бы назло западным партнерам, начинает вредить самому себе. Лукашенко — это чемодан без ручки. Этот проект закрыт...»
А вот аналитики телеграм-канала Ecworld держатся совершенно другой точки зрения:
«Судя по новостям, Россия и Республика Беларусь (если в России старшая элита резко не потеряет свои позиции, а то звоночки от конкурирующих и более жестких групп начали раздаваться всё громче) соединятся в единый финансовый контур где-то в период между летом 2021 года и весной-летом 2022 года:
Президент РФ Владимир Путин на встрече с белорусским коллегой Александром Лукашенко заявил, что Россия предоставит Белоруссии государственный кредит на 1,5 миллиарда долларов, сейчас министры финансов ведут работу.
Белоруссия рассматривает возможность размещения на российском рынке нового выпуска облигаций, заявил заместитель министра финансов республики Андрей Белковец.
«На данный момент у нас еще не завершена действующая облигационная программа, неразмещенный остаток по которой составляет 10 миллиардов рублей (два выпуска сроком на пять лет каждый). Срок действия документа лимитирован концом 2020 года. И конечно же, мы рассматриваем возможность еще раз выйти на российский рынок с предложением, однако решения о размещении новых выпусков Минфин будет принимать исходя из потребностей бюджета, запланированных объемов рефинансирования долга и рыночной конъюнктуры», -- сказал он в интервью Cbonds Review.
Дай, Бог, к тому времени закончится обвал им. "президентских выборов в США" на фондовых рынках и цены на нефть будут повыше (сегодняшних), иначе россиянам не очень понравится курс "нового" рубля - вчерашние секретарши и сегодняшние блогерки, наслаждающиеся на кредитные деньги и накопленные мили в двух европейских звездах, Испанию и Италию снова будут только на картинках смотреть.
P.S. А пока будут додавливать "батьку", чтобы уже не спрыгнул (в очередной раз)...»
***
А вот политический аналитик Александр Морозов уверен в том, что Путин полностью поддержал Лукашенко:
«Это было ясно уже из его интервью Брилеву и дальнейших действий. Не должно быть иллюзий относительно того, что Кремль делает ставку и на оппозицию. Этого нет. Путин поддержал Лукашенко финансово, информационно, дипломатически, готов помогать Лукашенко проводить план конституционной реформы. Путин будет продвигать этот план и перед международными организациями и лидерами других стран. Есть ни на чем не основанные надежды, wishfull thinking насчет того, что когда-нибудь потом, после этой конституционной реформы, когда будут новые президентские выборы, Кремль заинтересован в том, чтобы на них Лукашенко ушел. Но это все за горизонтом 2022 года. Больше того, никто не может поручиться, что после реформы Лукашенко вообще станет инициировать досрочные выборы. Это он сейчас так говорит, чтобы сбить накал протеста.
Поэтому ориентироваться надо не на эти надежды, а на то, что Лукашенко хотя и неприятен Путину – но чрезвычайно выгоден. Лукашенко сам, своими руками уже сломал всякие отношения с Западом, полностью зависит от московской поддержки при стабилизации белорусского рубля, висит без всякой поддержки в собственном обществе. Путину не надо никуда торопиться, потому что «клиент готов».
План Лукашенко нереализуем. Он совершенно конкретен. Он похож на конституционную реформу Путина, как брат-близнец. Основные идеи Лукашенко обозначил в большом интервью Симоньян: создать партийную систему, партийное представительство в парламенте, часть полномочий передать парламенту, повысить полномочия губернаторов. Разумеется, все это обман граждан. Реформа не либерализует систему, а просто превращает ее в более изощренную форму электорального авторитаризма. Просто синхронизирует ее с российской моделью.
Для Европы этот план представляет проблему. Все хорошо понимают, что сам Лукашенко не может быть инициатором конституционной реформы, потому что он полностью потерял доверие населения. Как он может проводить референдум о Конституции, когда он только что на глазах всего общества грубо фальсифицировал результаты собственных выборов, да еще и устроил бойню после этого? Но выбор стратегии для Евросоюза и национальных правительств непрост. Если пойти по линии полного непризнания Лукашенко в качестве президента, – а для этого Евросоюз уже сделал первый шаг, признав выборы несостоятельными, – из этого вытекает много последствий. Если же пойти на участие в международном консорциуме по плану Лукашенко-Путина – это значит оказаться грубо обманутыми, примерно как в «минском протоколе» и «формуле Штайнмайера». Получится очень плохо: придется закрыть глаза на насилие 10–13 августа и делать вид, что Запад участвует в «либерализации» и даже в якобы «трансфере власти» (в воображаемом будущем).
На мой взгляд, ситуация такова, – с учетом и отравления Навального, и репрессий в Минске, – что Евросоюз в этот раз займет жесткую позицию с очень конфликтными последствиями. Во всяком случае, можно точно сказать, что расследование насилия против граждан, борьба за освобождение политзаключенных, поддержка народного требования повторных выборов – ни в чем этом Путин участвовать не будет. Не надо напрасных надежд. Это теперь только дело международных организаций, МИДов ведущих стран мира, влиятельных профессиональных сообществ разных стран – юристов, деятелей культуры и т. д.
Протест не спадет в течение нескольких месяцев. А затем плавно перейдет в протест по поводу конституционной реформы и в срыв референдума. Белорусское общество не согласится с этим планом Лукашенко-Путина.
Вся эта ситуация в общем-то и создает итоговое «союзное государство», поскольку Лукашенко-Путин попадут и под санкции, и под новый виток конфликта с Западом. Будет идти политическая и медийная синхронизация, Лукашенко де-факто превратится из главы государства в российского губернатора-ветерана. Примерно что-то вроде Лужкова или Тулеева. Старые «допутинские» губернаторы тоже имели большие возможности для торга с федеральным центром. Лукашенко тоже будет изображать, что он ведет торг. Но это уже не торг, а поза. Думаю, что ближайшим следствием этой синхронизации России и Беларуси в результате провала Лукашенко на выборах будет признание им Крыма российским. И целый ряд других слов и действий, которыми ему придется заплатить Путину за поддержку...»
***
С совершенно другой точки зрения посмотрел на итоги переговоров Путина и Лукашенко руководитель Ильинской больницы Андрей Волна:
«Сколько это - полтора миллиарда долларов? Полтора миллиарда, что мы дали (кредитовали) потерявшему легитимность Лукашенко.
Как и большинство из нас, в деньгах я просто не могу представить себе такую сумму. Мне проще представить её в человеческих жизнях. В детских жизнях.
Каждый год в России рождаются 200 детей с генетической аномалией, что выражается в такой болезни, как спинальная мышечная атрофия (СМА). Это тогда, когда мотонейроны у вначале клинически здорового малыша постепенно отмирают. Сначала отключаются ножки, потом - мышцы туловища, ручки, дыхательная мускулатура... Дитё умирает, хлопая глазками, в полном сознании и под плач (и вой...) родителей, бабушек, дедушек.
Современная медицина научилась лечить (вернее, ПОЛНОСТЬЮ останавливать развитие) СМА. Для этого нужна ВСЕГО ОДНА инъекция. Но, это самый дорогой «укол» в мире. Инъекция препарата Золгенсма - это два с половиной миллиона долларов. Чуть меньше. Округлим. Но, болезнь останавливается полностью и на всю (обычную, человеческую) жизнь...
Врач просит своих читателей зайти на страницу политика Евгения Ройзмана, который объявил сбор средств на инъекцию для мальчика Миши Бахтина:
«Без инъекции (одного «укола») Миша умрет. В рублях Мишина жизнь стоит 160 миллионов. Пожертвуйте! Так вот. Сегодня мы отдали сбрендившему старику-диктатору из Беларуси Мишину жизнь и ещё 599 жизней российских малышей. Детей, которых можно вылечить.
Шестьсот детей! Шестьсот жизней. Вот именно столько - эти полтора миллиарда. Шестьсот вселенных, что непременно угаснут. Вам судить - много это или мало...»