Posted 31 августа 2020, 10:52
Published 31 августа 2020, 10:52
Modified 7 марта, 14:27
Updated 7 марта, 14:27
Как известно, вчера помощник президента Белоруссии Николай Латышенок вышел к участникам акции протеста, собравшимся около Дворца независимости и недвусмысленно заявил о том, что никаких переговоров с оппозицией власти страны вести не будут - они возможны только с членами инициативных групп.
Собственно говоря, именно так создаются условия для гражданских конфликтов, а затем и войн. Причем инициатором всегда выступает власть, так как именно за ней решение, - комментирует эту ситуацию сетевой аналитик Анатолий Несмиян.
«Другой вопрос, что режим находится в определенном тупике. Понятно, им же самим и созданном. Проблема носит предельно очевидный характер - за 26 лет понятие "оппозиция" в Белоруссии выжжено. Ожидать же, что за 20 дней протестов она возникнет сама собой, попросту нелепо. Даже фигура Тихановской не выглядит субъектной для переговорного процесса - она стала объединяющим фактором "против", но конструктивного мандата у нее просто нет. Она и сама свою предвыборную программу построила в этом русле - выберите меня, и я проведу досрочные и честные выборы. Вот на них и будет что-то там решаться. То есть - разговаривать не с кем. И это реальная проблема Лукашенко, так как в отсутствие оппозиции он вынужден вести переговоры о своем будущем с иностранными субъектами. И это проблема для Белоруссии, так как эти переговоры в любом случае приведут к десуверенизации страны.
Оппозиция - она для того и нужна, чтобы в кризисные моменты брать власть в свои руки и разрешать накопленные в предыдущий период ошибки и противоречия. Для того и нужна национальная оппозиция, чтобы кризис не заканчивался оккупацией. Но чего нет, того нет. А потому ни разговаривать не с кем, ни вернуть ситуацию в прежний сценарий тоже нельзя - это как раз иллюстрация про невозможность провернуть фарш обратно. Необратимые изменения уже произошли. Лукашенко, истребляя оппозицию (и в политическом, и даже в физическом смысле) последовательно захлопнул для себя пространство решений, оставив только коридор с одной-единственной дорогой. "Коридоры кончаются стенкой", - так, кажется, пел Высоцкий. И теперь это дорога в один конец, без возможности выбора...»
Интересно, что тот же Николай Латышенок, помощник президента Белоруссии Александра Лукашенко заявил вчера и о том, что в стране против главы государства радикально настроены 20–30% населения. Между тем, некоторые политические деятели, оценивая патовую ситуацию в Белоруссии, а также слова Лукашенко о том, что студентов, участвующих в акциях протеста, будут насильно отправлять в армию, намекают на то, что пришло время оппозиции вооружаться... О том, что такие планы идут вразрез с глубоко мирным характером протестного движения пишет журналист Кирилл Шулика:
«А знаете, что мне еще нравится в белорусских протестах? Их женское лицо. Вообще на постсоветском пространстве не хватает женщин в политике, а если они есть, то такие, как Матвиенко или Кочанова. Здесь же реально женские протесты, от которых веет добром и теплом, это замечательно. Нет никаких скошенных от злобы лиц.
И вот поэтому раздается со всех сторон нытье, что у них ничего не получится. С одной стороны, наши диванные революционеры, с другой стороны, украинцы, которые рассказывают, что надо жечь покрышки и стрелять. А белорусы им отвечали, я как-то видел в комментах, что мы не хотим войны, мы не хотим крови... Для белорусов отсутствие крови и неприятие насилия стали национальной идеей и вопросом национального достоинства. Это идет с войны еще, от которой Белоруссия пострадала больше остальных, это, если хотите, и урок Хатыни, то есть настоящая историческая память. Не та фальшивая "можем повторить", которую насаждают у нас, а настоящая.
Собственно, никто не гарантирует, конечно, что завтра Лукашенко сбежит. Но совершенно очевидно, что он не сможет быть президентом всей Белоруссии и на штыках он долго не просидит. И как раз он хочет спровоцировать кровь, на провокации граждане не поддаются. Также важнейшим итогом протестов является формирование белорусской нации на замечательных принципах неприятия крови и насилия.
Поэтому не нудите на тему того, что нет крови и никто не жжет покрышки, это как раз замечательно. Именно поэтому белорусам реально сочувствуют, сопереживают и желают победы. Они красивые... А красота спасет мир.
Отдельно отмечу визгливых мужланов, которые, как и Лукашенко, коробит именно от женского лица протестов. Но они не могут выдать ничего, кроме сальных казарменных шуток. Вот уж кто смотрится даже более убого, чем диванные революционеры...»