Знаменитый океанограф Жак-Ив Кусто в числе прочего занимался и разработкой снаряжения для подводного плавания: для собственных исследований он придумал прототип первого в мире акваланга, водонепроницаемые камеры, подводную телевизионную систему…
Ирина Зиганшина
Он же построил между 1962 и 1964 годами первые в мире подводные исследовательские станции: Conshelf I, II и III.
С тех пор появилось еще несколько таких станций, но сейчас функционирует только одна – подводная лаборатория Aquarius в Карибском море, недалеко от берегов Флориды. Размеры «Водолея» – 13 метров в длину, 6 метров в ширину и 5 метров в высоту, здесь есть кондиционеры, Wi-Fi, встроенная сантехника. НАСА отправляет сюда астронавтов тренироваться перед полетами: экстремальные условия на подводной станции схожи с космическими, люди здесь могут испытывать гравитацию, приближенную к нулевой, и учиться работать в условиях ограниченной подвижности в ограниченном пространстве.
Несколько лет назад на этой станции в течение месяца жил внук прославленного ученого, 52-летний Фабьен Кусто, пошедший по стопам деда. Все свое детство Кусто-младший провел на Calypso и Alcyone, в 4 года впервые погрузился под воду, а сегодня он – акванавт, океанограф, защитник природы и основатель организации Fabien Cousteau Ocean Learning Center.
Длительное пребывание на Aquarius показалось Кусто-младшему не самым приятным опытом: высокая влажность, отсутствие свежей пищи и социальная изоляция делали жизнь под водой весьма дискомфортной. Недавно Фабьен представил собственный, более продвинутый проект глубоководной исследовательской станции, сообщает Business Insider.
Его Proteus задуман как «глубоководная версия Международной космической станции»: это круглое двухэтажное сооружение площадью более 370 кв.м – в десять раз больше, чем Aquarius. Здесь есть социальные зоны и рабочие места, исследовательские лаборатории, студия связи и первая подводная теплица. На станции могут одновременно жить 12 человек – спальни и ванные предполагается разместить в гондолах, выступающих из конструкции. Оставаться на такой станции можно было бы достаточно долго: это самый настоящий «дом на дне моря», живя в котором можно нырять по 10-12 часов в день, заниматься исследованиями, наукой и съемками. Имея полноценную лабораторию прямо на станции, исследователи могли бы собирать образцы для изучения внутри самой среды обитания, а не транспортировать их на поверхность для изучения, что порой приводит к их разрушению.
Как полагает ученый, главное предназначение «Протея» – помогать ученым более тщательно изучать последствия изменения климата и загрязнения пластиком Мирового океана. Кроме того, как и Aquarius, новая станция могла бы действовать как учебнаябаза для астронавтов.Расположить конструкцию планируется у побережья Кюрасао, в охраняемой зоне Карибского моря.
Разработкой концепции Кусто занимался вместе с дизайнером Ивом Бехаром, который, по собственному признанию, вдохновлялся «Двадцатью тысячами лье под водой» Жюля Верна.Самое сложное в осуществлении проекта, считает команда, – погрузить конструкцию, построенную на суше, на глубину около 20 метров: для этого станцию потребуется заполнить водой, утопить и прикрепить ко дну. Но перед этим еще необходимо собрать 135 миллионов долларов, чтобы воплотить идею в действительность.