Posted 14 сентября 2020, 10:02

Published 14 сентября 2020, 10:02

Modified 7 марта, 14:43

Updated 7 марта, 14:43

«Гермес» поможет России сделать Израиль сговорчивее в сирийском вопросе

14 сентября 2020, 10:02
Сюжет
Война
Российский тактический противотанковый комплекс может стать стратегическим для ближневосточного региона

Виктор Кузовков

Не успела закончиться выставка «Армия 2020», как аналитики различных стран поспешили дать своё заключение по поводу новинок, планируемых к поступлению в российскую армию. И это, в общем, абсолютно нормально, на то они и аналитики, чтобы оценивать. Отрадно, что одну из самых высоких международных оценок получил новейший российский противотанковый комплекс большого действия «Гермес», о котором «Новые Известия» написали ещё до открытия выставки, и также очень высоко оценили.

А вот что не очень типично, так это информация, поступившая буквально на днях. По сообщениям ряда зарубежных изданий, Россия отправила новейший ПТРК «Гермес» в Сирию, для испытаний в реальной боевой обстановке. При этом многие откровенно говорят о том, что это прямой намек Турции – теперь любая турецкая авантюра в Идлибе станет еще более рискованной.

Хотя наше министерство обороны не спешит делиться подробностями вероятной отправки «Гермеса» в Сирию, рискнем согласиться с тем, что эта новость очень похожа на правду. Дело в том, что за несколько лет сирийской эпопеи там были испытаны многие современные российские вооружения, буквально десятки образцов новой, а то и только планируемой к производству, перспективной техники. Да, «Гермес» в части многих своих характеристик все еще секретная система. Но в Сирию отправляли даже новейшие Су-57 – стелс-истребители пятого поколения, уровень секретности которых априори на порядок выше, чем у ПТРК.

Были испытаны там и менее пафосные, но более ожидаемые и полезные в таком конфликте системы вооружения, в том числе, например, боевые вертолеты Ми-28 и Ка-52. В составе вооружения последнего, кстати, была и авиационная версия комплекса «Гермес», а именно «Гермес-А». И не секрет, что хорошие отзывы военных о Ка-52 связаны, в том числе, и с успешным боевым применением имеющихся у него радиоэлектронных средств и оружия.

И вот сейчас, кажется, пришло время и для наземной версии новейшего ПТРК. Тем более, что его отличия от авиационной очень серьезны, при желании можно сказать, что это вообще другой комплекс, в который, среди прочего, интегрированы и ракеты с авиационного варианта.

Прежде всего обратим внимание на дальность. Установленный на Ка-52 воздушный вариант рассчитан на применение в условиях прямой видимости цели и имеет дальность действия около 20 километров. Этого достаточно, чтобы атаковать противника, не входя в зону действия войсковых систем ПВО малой дальности, а часто и вообще не пересекая линию фронта. Но наземный мобильный ПТРК имеет на вооружении и ракеты дальностью до 100 километров, способные действовать как автономно (самостоятельный поиск целей после выхода в расчетную зону), так и по внешнему целеуказанию.

Также стоит отметить, что наземный комплекс может вести залповую стрельбу по нескольким целям сразу (до 6 целей по 2 ракеты на каждую). Авиационный вариант в этом отношении попроще.

Общим является тип боевой части – осколочно-фугасный. Весит она около 28 килограммов, имеет не менее 12 килограммов взрывчатого вещества и способна при попадании почти гарантированно вывести из строя любой современный основной боевой танк. И такой выбор не случаен – кумулятивный заряд слишком специфичен, современные системы пассивной защиты танков научились неплохо с ним справляться, а для поражения многих целей он просто не подходит. Использовать бронебойную б/ч вообще не имеет смысла из-за относительно малой скорости ракеты на конечном отрезке полета – она даже при относительно большой массе не сможет пробить броню ОБТ, особенно в лобовой проекции.

Использование осколочно-фугасной б/ч сделало «Гермес» поистине универсальным – помимо танков, он может эффективно бороться с любой другой бронетехникой, ствольной и реактивной артиллерией, транспортными средствами, кораблями, полевыми укреплениями, системами ПВО, складами и так далее. А при наличии внешнего целеуказания может эффективно поразить и скопление живой силы противника, например, пешую колонну на марше и т.д.

Отправка этого комплекса в Сирию выглядит абсолютно логичной. Прежде всего, из-за характера имеющихся угроз – транспорт и полевые укрепления боевиков проще и выгоднее уничтожать относительно недорогой ракетой «Гермеса», чем дорогими высокоточными авиационными боеприпасами. Кроме того, в данном случае исключается риск для боевой авиации, кроме, может быть, беспилотных разведывательных аппаратов. Но это, в общем, вполне оправданная цена за эффективное применение новейшего ПТРК и сохраненные пилотируемые боевые машины.

Отдельно стоит сказать и о рисках, связанных с возможной эскалацией конфликта и прямого вмешательства в него Турции. Наличие в регионе средств поражения, способных еще на марше, без внешнего целеуказания, уничтожать колонны вражеской бронетехники, резко меняет расклад сил в конфликте. При имеющихся у нас в регионе авиационных средствах, российская сторона вряд ли сможет обеспечить полноценный контроль воздушного пространства в зоне конфликта, и наличие «Гермеса» может быть очень кстати именно в том случае, если турецкая авиация будет прикрывать свои колонны с воздуха.

География предполагаемого театра боевых действий довольно благоприятна. Дальности 100 км будет вполне достаточно, чтобы накрыть огнем нового ПТРК почти весь Идлиб. То есть, даже не сближаясь с линией соприкосновения и минимально рискуя, расчеты ПТРК смогут оперативно реагировать на любые угрозы и отрабатывать по обнаруженным скоплениям вражеской техники.

Вообще, именно в силу ограниченности пространства конфликта «Гермес» в Сирии приобретает почти стратегическое значение. Высокоточная атака практически в любое время, в любой точке, без участия авиации и с временем реакции, исчисляющимся максимум несколькими минутами – такая перманентная угроза вряд ли понравится даже самым храбрым и мотивированным военным. Кроме того, это немного развязывает России руки в возможном конфликте – идентифицировать такой удар гораздо сложнее, чем атаку авиации, а значит, российские подразделения смогут принять деятельное участие в противостоянии, в то время как Москва сможет делать удивленные глаза и говорить, что российские части мест дислокации не покидали.

Ещё один аспект, несколько менее актуальный, но требующий пристального внимания – соседство Израиля. Не секрет, что это государство периодически атакует позиции сирийской армии. Больше всего страдает сирийская ПВО, а иногда удары приходятся по авиабазам, складам с вооружениями и боеприпасами. В то же время Израиль – очень маленькое государство. Например, от границы с Сирией до Средиземного моря меньше ста километров любом месте, и радиус действия «Гермеса» с запасом перекрывает это пространство.

Нет, это не намёк на то, что Россия атакует Израиль – Москве и без «Гермеса» есть, чем это сделать, и если её оружие в сторону Израиля не стреляет, то вряд ли это входит в оперативные планы российского руководства и военного командования. Но совсем не исключен вариант, что Дамаск станет одним из первых покупателей экспортного варианта ПТРК «Гермес». И вот это уже может заставить Израиль задуматься – а стоит ли атаковать сирийские позиции, если в ответ на какой-нибудь авиабазе под Хайфой сгорит с десяток F-16i или F-35i?

Да, Израиль располагает мощной и весьма совершенной системой ПВО. В частности, система «Железный купол» хорошо зарекомендовала себя при перехвате реактивных снарядов различных типов, запущенных с территории Газы или Западного берега реки Иордан. Но дело в том, что до сих пор израильтянам приходилось уничтожать неуправляемые баллистические цели, траекторию которых легко рассчитать. В случае с «Гермесом» все будет значительно серьезнее – баллистический отрезок полета ракеты не так уж велик, а дальше она способна активно маневрировать, что делает поражение такой ракеты крайне проблематичным. А при залповой атаке прогнозировать прорыв к цели сразу нескольких ракет можно с очень большой долей вероятности.

Вероятность такого развития событий наверняка будет учитываться в Тель-Авиве. А значит, это как минимум даст Москве дополнительные козыри в переговорах с Израилем. Возможно, что результаты таких переговоров мы увидим очень скоро, и рейды израильской авиации на Дамаск, наконец, прекратятся.

То есть, получается, что тактический противотанковый комплекс может стать стратегическим для данного региона. Понятно, что всерьез говорить об этом мы сможем только по итогам испытаний, если заявленные характеристики по точности систем самонаведения ракет «Гермеса» окажутся достигнутыми. Но в том и дело, что в Сирии эти испытания могут пройти очень быстро – обстановка там всё ещё очень сложна, и до настоящего мира на сирийской земле ещё далеко…

Подпишитесь