Posted 10 сентября 2020, 09:45
Published 10 сентября 2020, 09:45
Modified 7 марта, 14:46
Updated 7 марта, 14:46
«…Федеральная власть - это одна история, а Москва - это выгодоприобретатель. Управлять такой огромной страной палкой вертикали невозможно, она всегда неэффективна. Зачем лечить перхоть, когда надо лечить совсем другую болезнь?
Никакой федерализации у нас нет. Если кто-то называет делегирование каких-то отдельных полномочий регионам – федерализацией, флаг вам в руки. Вообще-то, это называется перекладыванием ответственности, и не более того.
Я про федерализм неплохо знаю, и так там вопрос не стоит. То, что мы недавно наблюдали - было переложением некоторых полномочий по «открытию» и «закрытию». И вы знаете, какие чудеса творились в нашей статистике по числу заболевших и умерших. Любой план надо выполнять.
Это разумно с точки зрения принятия решений на месте, так как там виднее. Но когда на вас ответственность перекладывают – вы будете козлом отпущения, если что-то пойдёт не так. Так что это не федерализм, а совсем другая история.
…Все рецепты давно известны. Все трансферты по прошлому году известны: 2, 6 трлн рублей. Немаленькие деньги, прямо скажем.
А помогать-то надо, в бюджете же дыры в регионах.
И вот, сейчас, в пиковой ситуации, помогать начали правильно – стали давать больше дотаций.
В кризисных условиях, когда ты получаешь дотации, ты их тратишь, на что важнее тратить – сам разбираешься.
Но наша-то бюджетная система вне стрессовых условий устроена иначе.
Только одна из этих дотаций считается по формуле. И в разные годы это от четверти до 30 % всех трансфертов. А всё остальное у нас очень любопытно устроено.
Субсидии министерство распределяет.
Как? У них какие-то свои есть методики. Мы про них чего-нибудь знаем? Нет.
Все губернаторы и вице-губернаторы мотаются по министерствам и выбивают эти субсидии.
Есть очень интересные дотации – «именные»: Чечне, Крыму, Севастополю. Есть другие виды дотаций – на сбалансированность. Они тоже очень интересно распределяются.
Есть субвенции, это то, что федералы вправе давать. Но они очень медленно растут, как будто ничего не дорожает.
И, наконец, последнее. Есть ещё такая прелесть, как «иные межбюджетные трансферты». По прошлому году это была почти четверть всех трансфертов регионов.
Может быть, всё-таки вот в этой «консерватории» сделать так, чтобы был формульный расчёт? Чтобы регион знал, что он получит.
А в это «иное» входит и какое-то лекарственное обеспечение, и что-то там Калининграду на «особую зону»… Да там просто чёрт ногу сломит!
Но когда всё так непросто – я аккуратно выражаюсь? – в этой «непростоте» очень удобно держать регионы на крючке.
Если бы у нас было формульное распределение, в зависимости от бедности, от налоговой базы… Да: самых слабых надо подтягивать до какого-то уровня, потому что ниже уже нельзя, иначе не хватит на образование и здравоохранение. А дальше там очень много всего интересного.
Поэтому – нужна прозрачность и чёткие правила.
Да, мы страна, в которой очень разная налоговая база. И фраза «давайте оставим налоги регионам»… Вот я вам так скажу: Магадану и Камчатке практически всё, что у них там есть, оставляется. И не малой части регионов Дальнего Востока тоже. И?
Камчатка на 60% дотационная, на минуточку.
Вот такие налоговые базы у нас. Поэтому живём мы на нефтегазовой ренте.
И раз мы на ней живём, у меня вопрос: а можно ли правила игры – то есть этого перераспределения – сделать понятными, прозрачными, а не так, чтобы все висели на крючке?
…Налоги Омской области идут в Санкт-Петербург, «ГазпромНефть» платит их Санкт-Петербургу, вы остаётесь с дыркой от бублика.
Но если вы возьмёте другие федеральные налоги, это НДС и налог на добычу полезных ископаемых, если вы их оставите в регионах, знаете, кто получит их львиную долю?
Берём НДС, с него конечное потребление платится, а где у нас больше всего конечного потребления? В крупнейших агломерациях: Москва, Мособласть, Питер.
Если мы берём налог на добычу полезных ископаемых – это чисто нефть и газ, то это Ямал и далее по списку.
Поэтому если мы эти налоги оставим в регионах, то богатые станут ещё богаче.
Проблема же не в этом, ренту надо собирать. Проблема в том, как мы перераспределяем.
И почему, например, у Крыма и Севастополя душевые доходы бюджета в полтора раза выше средних по России. А у Чечни до недавних пор было до 1, 2 %.
Так что вопрос – как мы перераспределяем, вот где собака зарыта. А это опять про вертикаль и политический контроль.
…12 триллионов, которые были в запасе у России, тратили очень слабо. Было 12, 8, а осталось 12, 1 трлн рублей.
Был переходящий триллион с прошлого года, не «дотратили», пустили в дело. Продали «Сбербанк», поменяли собственника, там 4 триллиона, один в этом году пустили. Сейчас выпускают облигации.
И вот эту заначку тратят очень и очень аккуратно, знаете, почему?
Причина первая. Недополученные доходы бюджетов регионов по старым прикидкам были 1, 3 триллионов, а сейчас в Счётной палате, я услышала, дело может дойти до 2 триллионов.
Недополученные доходы федерального бюджета по этому году, точно, 2 триллиона, там нефтегазовая часть в основном, то есть итого, получается, уже под 4 триллиона.
И это только на этот год, а как мы будем выходить?
А на какие деньги оплачивать меры поддержки? Тут не всё так просто.
Но то, что зажилили, я согласна. Помогать можно было лучше.
Уж детские пособия три месяца подряд по 10 000 рублей точно можно было бы давать.
У нас дети самые бедные в стране, если кто не знал.
У нас детская бедность сейчас, по расчётам, пока данных нету, где-то вилка 23 – 26 %.
А общая бедность, тоже по расчётам, по моделям, вырастет с 12, 5 % до 16 %. У нас каждый четвёртый ребёнок живёт в бедной семье.
Детям надо было помочь больше. Сделать это несложно. И деньги это терпимые для федерального бюджета».