По закону производители впредь обязан наносить на этикетку место происхождения и год урожая винограда, из которого он был сделан. Однако участники рынка отмечают, что далеко не во всех случаях это можно сделать, так как при производстве ряда напитков используется сырье из нескольких регионов. В результате новый закон может привести к дефициту импортного алкоголя на прилавках алкомаркетов, считают участники рынка.
Закон вступил в силу 26 июня этого года. По новым правилам, на этикетке теперь в обязательном порядке нужно указывать место происхождения напитка и год урожая винограда. Товар, который поступил в продажу до 26 июня, может оставаться на полках до тех пор, пока его не приобретут покупатели, однако весь алкоголь, который поступит в продажу после 26 июня, должен быть промаркирован соответствующим образом. В результате ряд алкомаркетов, опасаясь штрафов, уже начал отказываться от закупки ряда импортных товаров без маркировки.
Участники рынка отмечают, что технологии производства, например, коньяков и некоторых вин не позволяют нанести соответствующие сведения на бутылку. С этой проблемой уже столкнулся, в частности, производитель коньяка “Арарат” - Ереванский коньячный завод. Ряд покупателей уже отказались от приобретения этого коньяка. Как пояснил РБК гендиректор Simple Максим Каширин, технология производства коньяков позволяет изменить перечень дистиллятов для разных партий одного бренда. В столовых винах, например, также могут использоваться виноматериалы из разных регионов, а шампанское может состоять из смеси разных винтажей, происхождение которых зачастую не раскрывается, так как является коммерческой тайной.
С одной стороны, российский закон о виноделии не должен распространяться на коньяки, считают участники рынка, поскольку эти напитки не производятся из винограда. Это подтвердили также в Минфине. Однако поскольку до сих пор так и не определено ведомство, которое отвечает за реализацию этого закона, мнение Минфина по этому поводу остается лишь высказыванием. Опираться на него, когда надзорные органы нагрянут в сеть, чтобы оштрафовать ее за нарушение закона, сети не могут.
Эксперты, которые лоббировали законопроект, считают, что он позволит снизить число контрафакта в России, в том числе продаваемого под видом российского вина, а также поддержать местное производство. В частности, теперь российским может называться только та часть продукции, которая будет полностью изготовлена из местного винограда. Сами же производители считают, что эта инициатива приведет только к росту цен на российский виноград, пишет "Российская газета". До этого российские производители могли делать вино не только из местного, но и из импортного сырья.