Еще несколько лет назад считалось, что эпоха нефти и газа закончится где-то к середине этого века, а стало быть у России есть время, чтобы чем-то заменить этот главный источник доходов. Чуть позже заветный срок сдвинулся к 2035 году. Однако прогнозы на то и даются, чтобы не сбываться: от российской нефти западные страны откажутся еще раньше, буквально на наших глазах. Об этом пишет Finanz.ru, сообщая о реакции на эту пугающую тенденцию со стороны экс-премьер России, на ныне замглавы Совбеза Дмитрия Медведева.
Он бьет тревогу, уверенный, что в связи с планами Евросоюза по переходу к климатической нейтральной энергетике повлекут за собой «очень серьезные последствия» для российской экономики и обернутся потерями, которые «невозможно подсчитать».
Как известно, с 2025 года Евросоюз хочет ввести так называемый углеродный налог: поставщики товаров на европейский рынок, которые в процессе их производства сжигают много ископаемого топлива, будут платить около 30 евро за каждую тонну углекислого газа, попавшего в атмосферу. Этот пункт собираются включить в новый европейский закон о климате уже в 2021 году, чтобы в рамках Парижского соглашения по климату удержать рост глобальной средней температуры в пределах 1,5-2 градуса.
В результате произойдет «значительное сокращение» российского сырьевого экспорта в Европу - нефть, угля и металлов, уверяет Медведев, поскольку при их добыче в атмосферу выбрасываются большие объемы СО – в два раза больше, например, чем при добыче нефти в Саудовской Аравии.
Медведев считает, что «по сути это такой скрытый протекционизм, правда, под очень благовидным предлогом, который будет мешать доступу наших товаров на рынок Европейского союза. (...) По оценкам академии наук, финансовые потери отечественных экспортеров будут составлять миллиарды евро...» То есть «речь идёт об очень значительных выпадающих доходах», а «подобный механизм, если его вводить без каких-либо ограничений или комментариев, будет противоречить нормам действующих международных соглашений, включая рамочную конвенцию ООН по изменению климата».
Именно поэтому наша страна, по мысли Медведева, если налог будет введен, должна разработать меры внутреннего и внешнего реагирования:
«Надо подумать о том, как поддержать наиболее уязвимые предприятия и отрасли в случае если такие решения вступят в силу. Нам нужно здесь вести переговоры и в двустороннем формате, и с Европейским союзом, и, конечно, на профильных международных площадках, включая ВТО, органы, которые занимаются изменением климата и соответствующими конвенциями».
В 2019 году Россия получила 419 млрд долларов экспортных доходов, из которых 60% обеспечили три товара: сырая нефть, нефтепродукты и природный газ, причем половина этой суммы поступила из Европы. Теперь же Евросоюз стремится к полному отказу от ископаемых источников топлива. Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявила:
«Цель ЕС - в том, чтобы к 2050 году стать климатически нейтральными и все поставщики должны иметь это в виду...»
Эту информацию комментирует сетевой аналитик Андрей Нальгин, который без обиняков пишет: «То, что ещё недавно казалось пустой угрозой или беспочвенными слухами, теперь стремительно обретает черты близкой реальности. Угрожающей близкой!
Теперь нас ждет совсем не безоблачное будущее. Беда в том, что возможности российского бюджета в таком случае очень ограничены, ибо доходы от несырьевой экономики малы в сравнении с нефтяными. К тому же на экспорт российского оружия тоже может быть наложено эмбарго.
В общем, сырьевая халява, похоже, заканчивается даже раньше, чем предполагали пессимисты. Тем более, что на рынке достаточно поставщиков, готовых заменить для ЕС некошерную нефть из России. А вы готовы к резкому оскудению потока нефтедолларов и сырьевой ренты? Придумали свой личный план действий на этот случай?»