Posted 25 августа 2020, 09:43
Published 25 августа 2020, 09:43
Modified 7 марта, 14:32
Updated 7 марта, 14:32
Известный российский врач и писатель Алексей Моторов в связи с отравлением Навального вспоминает в своем блоге давний, но в свое время очень нашумевший случай:
«В августе 1995 в Первую Градскую, где я тогда работал, была доставлена Зара Исмаилова, секретарь банкира Ивана Кивелиди. В те же сутки она скончалась. Наш патанатом по фамилии Ласкавый заметил признаки отравления ФОС и насторожился. При отравлении ингибиторами холиностеразы есть один признак, его нельзя не заметить. У такого больного зрачки будут узкие, и даже у трупа, причем долгое время после смерти. Через пару дней, в другой больнице с теми же симптомами скончался и сам Кивелиди. Через месяц умер и судмедэксперт, который его вскрывал. Тот яд, что был нанесен на мембрану телефона в кабинете Кивелиди, не описан в специальной литературе, то есть он создавался в секретных лабораториях. Фосфороорганические яды такого уровня - это не бытовые отравления, не пищевые. И за этим отнюдь не стоят частные лица. И это не какие-нибудь отморозки вроде НОД или SERB. Это серьезные люди. Специалисты...»
В этой связи один из читателей Моторова напоминает обстоятельства того дела:
«Иван Кивелиди, председатель «Круглого стола бизнеса России», председатель правления «Росбизнесбанка», скончался утром от сильного отека мозга в Центральной клинической больнице, куда он был доставлен 1 августа 1995 года прямо из офиса без сознания в тяжелом состоянии. Врачи поставили диагноз: обширный инфаркт.
Однако 2 августа в 1-ю Градскую больницу с похожими симптомами попадает личный секретарь Кивелиди Зара Исмаилова и утром 3 августа она умирает. Зав.отделением, врач-патологоанатом 1-й Градской больницы Иосиф Ласкавой, несмотря на давление прокуратуры, не стал спешить со вскрытием тела из-за сомнительной клиники. когда же он по «Эху Москвы» услышал о смерти Кивелиди, то вообще отказался от вскрытия и в истории болезни написал, что смерть - результат отравления неизвестным ядом и труп подлежит судебно-медицинскому исследованию в специализированном морге.
Только благодаря принципиальности врача Ласкавого было обнаружено отравление Ивана Кивелиди. Позднее тяжело заболели сотрудники оперативной группы, осматривавшие кабинет, и двоих из них не удалось спасти. Через полтора месяца после вскрытия печени Кивелиди умер эксперт, проводивший это исследование. Коричневая капелька боевого фосфорорганического вещества нервно-паралитического действия была обнаружена только через увеличительное стекло на телефонной трубке в кабинете Кивелиди.
***
Для смерти человека достаточно 1 мг отравляющего вещества, и перемешать его без последствий можно только в ампуле. Позднее выяснилось, что яд был произведен из отравляющего вещества на военно-химическом заводе города Шиханы Саратовской области. Этот заводик является основным поставщиком отравляющих веществ для специального отдела ФСБ. До сих пор неизвестна формула этого вещества, и даже название его составляет большую тайну, поэтому его нет и в сверхсекретных каталогах отравляющих веществ. Распыление только одного литра такого яда достаточно для гибели 25 миллионов человек, а шести литров - для населения всей России, конечно, при условии плотности проживания.
***
Сначала по подозрению в убийстве был на месяц задержан его друг и соратник Владимир Хуцишвили, но потом его выпустили за отсутствием доказательств к отравлению. Однако почти через пять лет объявился с повинной «химик», который показал, что именно Хуцишвилли приобрел у него капельку яда. Прослышав о таком беспримерном покаянии, Хуцишвили скрылся заграницей от греха подальше, но в июне 2006 года вернулся в Россию, посчитав, что 10-летний срок давности истек. Но Следкому нужно закрывать «висяки», поэтому Хуцишвили сначала попал в СИЗО, а затем и на скамью подсудимых.
Закрытый суд не стал выяснять, как и где Хуцишвили приобрел секретный яд, а также каким образом он в противогазе и трехслойных химических перчатках незаметно для всех пробрался в кабинет Кивелиди и капнул яд на телефон. Суд на показаниях профессора-химика Игоря Ринка «впаял» Хуцишвили накануне Рождества 2007 года 9 лет колонии общего режима. И при этом нас хотят убедить, что секретный яд из тайной «шарашки» можно свободно продать любому представителю органов? В данном случае рижскому омоновцу, который захотел отравить якобы свою собаку, но потом передумал, и поделился отравой с Хуцишвили.
Здесь следствие, конечно, очень сильно «нахимичило», когда создатель нового сверхсекретного вещества ученый Ринк, не успев его зарегистрировать, сплавил яд на сторону, и получил за все про все один год условно...»