Просадка действительно существенная – в начале марта дефицит средств наблюдался в 16 регионах (в 3 раза меньше, чем сейчас!), а совокупный баланс региональных бюджетов давал профицит в 341,3 млрд рублей. Но эти средства растаяли, как дым, и превратились в большую финансовую дыру. А к концу года она может расползтись до 1,5 трлн рублей. С дефицитом столкнулась даже Москва: прежние смелые расходы на благоустройство с новой плиткой и бордюрами (119 млрд рулей должны пройти по статье «Развитие городской среды» в 2020 году) уже никак не соответствуют кризисным доходам.
Регионы с наибольшим дефицитом средств по итогам I полугодия
Что остаётся делать в такой ситуации региональным властям? Если отбросить сбор чемоданов с последующим отъездом либо за границу, либо в лесную глушь, остаются два варианта: пойти в Москву с протянутой рукой или пытаться решать проблемы самостоятельно.
Но в региональных бюджетах уже учтены субсидии, дотации и субвенции из федерального центра. Они оцениваются в 1,4 трлн рублей. Даже пара антикризисных траншей по 100 млрд рублей не спасли ситуацию. Да и где взять Минфину деньги для регионов? У Антона Силуанова головой боли и так хватает: надо выполнить поручение Михаила Мишустина и выкроить для резервного фонда правительства 1,8 трлн рублей, а еще надо как-то выполнять программу по займам для латания дыр федерального бюджета. Но этот процесс идёт со скрипом: инвесторы не хотят покупать государственные долговые бумаги с небольшой доходностью. В итоге в августе Минфин каждую неделю вынужден отменять аукционы из-за нехватки подходящих заявок. Естественно, на запросы региональных властей остаётся только пожимать плечами.
Можно пойти по пути увеличения долговой нагрузки на регионы. Но у нас никто не отменял правило, по которому регионы обязаны сокращать госдолг на 5% в год, чтобы иметь возможность рефинансировать дешёвые государственные кредиты. Да и нынешний дефицит – это не какая-то мелочь. В Москве он превосходит 12% от всех расходов, а в Татарстане достигает всех 15%.
Вариант пойти работать и начать зарабатывать не пройдёт. Для этого нужен спрос, а люди и так залезают в кредиты по максимуму: за последний год 72% семей брали хотя бы по одному кредиту. И со средними ставками на потребкредиты более 16% годовых. Спасти ситуацию может только быстрое восстановление экономики во всей России и стимулирование спроса.
Главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич так характеризует текущую обстановку:
- Снова повторю банальность: это идеальный шторм. Куда ни ткни: везде дыра, везде проблемы. Поэтому, опять процитирую уважаемых макроэкономистов – выползать будем медленно. И это уже понимают все. Даже если не будет второй волны коронавируса осенью. Потому что очень жёсткий удар нанесён по среднему и малому бизнесу, очень жёсткий удар по сектору рыночных услуг… Но пока полное ощущение такое, что этот кризис абсолютно не про ситуацию «упал – отжался».
На «вертолётные» деньги с такими финансами точно надеяться попросту глупо. Да, в Германии начался эксперимент по безусловному доходу в 1200 евро, в котором участвует 120 совершенно разных человек. Но Россия – не Германия.
Вот и Наталья Зубаревич отмечает, что государство не в состоянии помочь своим гражданам:
- По худшей оценке, если взять федеральный, региональный бюджеты и все небюджетные фонды – пенсионку, соцстрах, медстрах - риски составляют порядка 8 триллионов рублей. Восемь!
Когда вам говорят, что потрачено 6, 5 % ВВП – вы расслабьтесь. Потому что основное, что там «сидит», это затыкание бюджетных дыр и небюджетных фондов. Это не вам, люди! Это сведение в баланс тех минусов, которые образовались.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Это касается и личных финансов, и регионов. Губернаторам с региональными минфинами придётся экономить на всём, включая социалку. Москва вряд ли допустит дефолт какого-то региона: возьмёт управление финансами в свои руки федеральное казначейство, выделят средства из резервного фонда правительства. Но это уже в самом крайнем случае. Людям, правда от этого легче не станет.