В 9.47 утра по московскому времени 22 августа лайнер Bombardier Challenger 604 с находящимся в коме основателем фонда по борьбе с коррупцией Алексеем Навальным на борту приземлился в Берлине. В полете Навального сопровождала его супруга Юлия и реаниматологи немецкой медицинской бригады.
«Состояние Навального было стабильным, как во время полета, так и при посадке, что ещё раз подтверждает: везти Навального ничего не мешало, и нужно было делать это как можно быстрее», — написала в твиттере пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш, ссылаясь на заявление основателя благотворительного фонда «Cinema for Peace» Яка Бизила, предоставившего для экстренной транспортировки Навального самолет.
Предыдущие двое суток Алексей Навальный провел в реанимации больницы скорой медицинской помощи (БСМП) № 1 в Омске. Самолет с реанимационным оборудованием ожидал вылета в ажропорту Омска более 12 часов, поскольку врачи БСМП № 1 не разрешали транспортировку Навального, считая его состояние «нестабильным».
Алексею Навальному стало неожиданно плохо утром 20 августа на борту самолета, летевшего из Томска в Москву. Самолет экстренно посадили в Омске, где Алексея Навального перевезли в больницу и поместили в реанимацию, где он впал в кому. Сопровождавшие Алексея Навального соратники выразили предположение, что Навальный был отравлен.
Состояние омской больницы, а также отношение врачей и грубость силовиков, наводнивших больницу, вызвали опасения у семьи Навального за жизнь политика. Родные приняли решение перевезти его в другое лечебное учреждение, однако омские медики отказали семье Навального в выдаче необходимых для транспортировки документов.
«У них есть приказ: не выпускать, чтобы не было возможности в независимой лаборатории установить яд. Придумали: „не транспортабелен“», — возмутился руководитель проектов команды Навального Леонид Волков.
Брат Алексея Навального Олег заявил, что больница в Омске, где находится политик, напоминает медсанчасть в местах заключения. При посещении лечебного заведения Навальный-младший обратил внимание на обилие полицейских, облупленные стены и «последний ремонт в честь Олимпиады 1980».
«Отсюда его безопасно транспортировать даже на дрезине, не то, что на реанималете», — заявил Олег Навальный.
Чтобы добиться перевозки Алексея Навального из Омской больницы на лечение в Европу, его супруге Юлии пришлось обратиться к президенту России Владимиру Путину с требованием разрешить вывоз ее мужа на лечение в берлинскую клинику «Шарите».
Помимо нее к Путину обратился глава Евросовета Шарль Мишель, требуя выпустить Навального на лечение в Европу. С заявлениями о готовности предоставить Навальному необходимую медицинскую помощь выступили канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон. Меркель также отметила, что была ошеломлена госпитализацией Навального и его «вызывающим беспокойство» состоянием.
В 2019 году Алексей Навальный уже был госпитализирован в связи с предполагаемым отравлением в московском спецприемнике. А в 2017 году он стал жертвой нападения, во время которого ему плеснули в лицо смесью зеленки с едким веществом. Из-за химического ожога правого глаза Навальный едва не ослеп и был вынужден делать операцию также за рубежом.