Posted 21 августа 2020, 17:58
Published 21 августа 2020, 17:58
Modified 7 марта, 14:35
Updated 7 марта, 14:35
Юлия Сунцова
27 июля в «Новых Известиях» вышла публикация «Испытание раем. Тысячи россиян уже полгода не могут вернуться на родину», в которой были озвучены проблемы соотечественников, всё еще остающихся за рубежом из-за COVID-19. Спустя месяцы пребывания на чужбине многие сограждане оказались по-настоящему в бедственном положении. Без работы и средств к существованию, с истекшими визами и страховками, без необходимой медицинской помощи. А главное - без четкого понимания, как физически выбраться из чужой страны в отсутствии денег, вывозных спецрейсов, в условиях перекрытых авиаграниц. Сограждане жаловались также, что из МИДа, рабочей группы и с сайта Госуслуг перестали приходить ответы на запросы.
Для получения разъяснений по мерам поддержки, субсидированных государством, редакция «Новых Известий» обратилась с официальным запросом во внешнеполитическое ведомство. В ответ получила четырехстраничное обвинение в «непрофессиональном отношении к делу» и за одним - приглашение на интервью в МИД для подготовки другого, «качественного материала». Подобные публикации, по мнению замдиректора Департамента информации и печати Алексея Зайцева, «перечеркивают проделанную МИДом и всеми задействованными ведомствами сложнейшую работу по возвращению российских граждан домой».
Между тем, в длинном письме с множеством общих фраз так и не прозвучали ответы на главные вопросы о ситуации с застрявшими гражданами, среди которых, кстати, не только туристы, но и те, кто в момент остановки авиасообщения находился за границей по учебе или работе, на лечении или участвовал в различных международных программах.
В особенно трудном положении оказались застрявшие в отдаленных уголках планеты. По данным министра иностранных дел Сергея Лаврова от 29 июня, «в малодоступных для российской авиации местах»: на Филиппинах, в Океании, Латинской Америке и др. удаленных локациях – остаются не менее 20 тысяч россиян.
В ответе на редакционный запрос МИД насчитывает остающихся за рубежом на текущий момент «чуть более 5 тысяч человек, включая членов семей» - только из тех, кому была оказана материальная помощь по Постановлению №433.
Так или иначе, речь о тысячах россиян, всё еще ожидающих вывозные рейсы.
«Организованная государством кампания по вывозу соотечественников, остающихся за рубежом в условиях стремительного распространения коронавирусной инфекции продолжается даже на фоне частичного возобновления регулярного авиасообщения с рядом стран», - сообщает МИД. (Под частичным возобновлением авиасообщения ведомство подразумевает открытие Великобритании, Танзании и Турции). Что есть в действительности эти упомянутые кампании?
Организованные правительством гуманитарные спецборты на самом деле куда больше похожи на коммерческие. За возвращение в Россию пассажиров обязывают выкладывать суммы, в разы большие, чем за перелеты по этим же направлениям в «мирное время» обычными чартерными или регулярными рейсами. Об этом чиновники деликатно молчат. Большинство граждан возвращаются за свой счет, невзирая на то, что российское правительство выделило авиакомпаниям (ГК «Аэрофлот) целевые 23 млрд рублей на возмещение убытков, вызванных эпидемией коронавируса. С таким же успехом было проигнорировано Соглашение рабочей группы, предусматривавшее возврат граждан в страну в счет ранее приобретенного неиспользованного билета. Так, к примеру «вывозной рейс» с Фиджи – самостоятельно найденная сложная комбинация нероссийских чартеров с хабом в Италии и стыковкой с российским вывозным рейсом из Рима обошлась возвращенцам примерно в 150 тысяч рублей. Российский МИД же всерьез отчитался по этому рейсу Рим-Москва как о состоявшемся вывозном спецборте с Фиджи!
Второй вопрос – почему фактически прекращена гарантированная постановлением №433 социальная помощь гражданам? Из резервного фонда правительства МИДу было выделено почти 2 млрд рублей специально на поддержку застрявших за границей из-за коронавируса россиян. Премьер Михаил Мишустин акцентировал внимание на том, что компенсации на оплату проживания, питания и другие неотложные нужды будут выплачиваться вплоть до возвращения граждан в Россию или до возобновления регулярного авиасообщения. Однако в июне объем госпомощи резко сократился. Согласно упомянутому постановлению, российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, полагалась суточная материальная помочь за счет бюджетных ассигнований (2400 рублей – на взрослого и 1600 рублей - на ребенка до 14 лет). 12 июня и 21 июля в личные кабинеты заявителей на Госуслугах массово были разосланы уведомления, фактически означающие отказ в выплатах. Множество людей свидетельствовали, что обещанной матпомощи они так и не дождались, в связи с чем против МИДа инициируются коллективные иски.
Так, Пресненский районный суд в настоящее время начинает процесс, в котором Министерство иностранных дел Российской Федерации фигурирует как административный ответчик, в соответчики привлечено Федеральное Казначейство. Иск принят к производству, первое заседание состоялось 4 августа, рассказали Ирина Уйбо и Антон Колесников, которые выступают двигателями этого правового разбирательства.
Заявители просят суд признать незаконными бездействие МИД России, выразившееся в неисполнении обязанностей по рассмотрению заявлений граждан на получение помощи.
Пункт 2 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 433 (далее – Положение) давало право на получение социальной поддержки (помощи) со стороны Российской Федерации. В указанное Положение Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 787 и от 30 апреля 2020 г. № 621 вносился ряд изменений, меняющих существенным образом порядок предоставления помощи (включая ухудшающие положение Заявителей ограничения), говорится в иске.
В своем ответе редакции МИД РФ в общем и не отпирается: про постановление №433 как будто можно и забыть, ведь есть и другое постановление - №370... «<…> согласно действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.05.2010 г. № 370, граждане России по-прежнему имеют право на помощь от государства в возвращении на Родину в случае угрозы их жизни», - пишет Алексей Зайцев.
На деле же надо родиться в рубашке, чтоб получить помощь от государства по постановлению Постановлению № 370. Выплаты производятся лишь в исключительных случаях, так как заявителям нужно еще доказать «непосредственную угрозу жизни». Практика показывает, что отказ в помощи по этому постановлению получило абсолютное большинство заявителей. «Из-за необходимости субъективной оценки на предмет того, представляет ли ситуация угрозу жизни гражданина, большинство обратившихся не получают такую помощь от консульств», - комментируют юристы. Сами же дипломаты ранее сообщали, что условия ПП № 370 излишне жесткие.
Дальше – больше. Чтобы облегчить эти условия получения матпомощи по постановлению №370 МИД предлагает внести в него изменения. На портале подготовки нормативно-правовых актов regulation.gov.ru размещен соответствующий проект НПА. Как же именно предлагается сократить дистанцию с бюрократическими барьерами для людей, над которыми уже вовсю нависает угроза жизни? Правильно – заставить платить за это удовольствие, то есть сделать эту помощь возмездной.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, «Учитывая, что по возвращении в Россию гражданин будет обязан возместить государству понесенные расходы, решение о целесообразности обращения за ней будет приниматься самим гражданином, т.е. помощь фактически будет предоставляться в заявительном порядке, а не только при наличии угрозы жизни».
Что тут сказать? Кризисы, такие как всемирная эпидемия коронавируса, случаются раз в век. И тут же, незамедлительно российским чиновникам не терпится переписывать нормативно-правовые акты, хоть как-то призванные защитить людей перед лицом катастроф. После захлопывания посуточной помощи гражданам, оказавшимся в бедственном положении за пределами родного государства, лоббирование закона о ее прекращении в принципе (только за ваш счет) выглядит весьма последовательной политической логикой.
И последнее. Принимая подобные людоедские решения, чиновники пеняют на недобросовестность самих граждан, якобы совершающих бюджетные хищения.
«Всего пришлось обработать порядка 90 тысяч заявлений, при этом свыше 90% граждан подавали более одного заявления; рекорд – 27 заявлений от одного лица, большинство – с неточной или противоречивой информацией, требующей дополнительной проверки, а значит больше потраченного времени и сил. Бывали случаи, когда супруги заполняли электронные анкеты по отдельности, но при этом каждый указывал в поданном документе свою «вторую половину», т.е. супружеская пара теоретически могла бы получит выплаты не на двух, а на четырех человек. Приходилось тщательнейшим образом сверять сведения, систематизировать и даже отсеивать попытки мошенничества», - докладывает в своем письме «НИ» МИД.
Мы уже писали, что из-за перманентных сбоев цифровых систем и несовершенства процедуры проверок (возможно, и нехватки «рабочих рук») некоторые заявители получили двойные выплаты, кроме этого, их получили те, кому они не полагались, и, напротив, деньги не дошли до тех, кто на них гарантированно претендовал. Кто-то получил возмещения по поддельным документам, другие – не соблюдая условия, необходимые для таких выплат.
Что ж, трем профильным структурам - МИДу, Минкомсвязи, Оперштабу Правительства РФ было поручено отладить этот процесс. Под экстренную, так сказать «сверхурочную» работу были выделены бюджеты. Но проще же бюджеты освоить, обидеться на недобросовестных, неисправимых граждан и забить последний гвоздь в крышку гроба социально ориентированного государства, по пути протолкнуть очередной запретительный закон, так сказать, уроком на будущее… Спасение утопающих, как известно - личная «гражданская ответственность».