Новое исследование, опубликованное в журнале Psychological Science in the Public Interest, показывает, что, несмотря на пандемию, школы должны работать, иначе через несколько десятилетий человечество столкнется с пандемией слабоумия.
Ирина Зиганшина
Авторы новой работы, психологи из разных стран, изучили данные десятков метаанализов и когортных исследований, проведенных за последние два десятилетия, чтобы лучше понять, как уровень образования влияет на изменение когнитивных функций, происходящее при старении и деменции.
Результаты анализа показывают: образование почти не способно защитить от возникновения когнитивных нарушений, когда человек стареет. Не влияет оно и на темпы когнитивного снижения: у каждого пожилого человека этот темп свой, и индивидуальные различия почти не связаны с уровнем образования.
Однако люди, которые вложили в образование, в том числе школьное, больше усилий и времени, как правило, достигают более высокого уровня когнитивных функций в раннем и среднем взрослом возрасте, и это отражается на них в течение всей жизни. Поэтому первые эффекты когнитивного старения у них не столь очевидны, а серьезные нарушения проявляются позже, чем у среднестатистического человека.
Поскольку снижение происходит с более высокого пикового уровня когнитивных функций, хорошо образованные люди могут довольно долго сосуществовать с деменцией, прежде чем подойти к так называемому «функциональному порогу» – точке, за которой слабоумие становится настолько очевидным, что этоначинает влиять на способность человека заботиться о себе и мешает повседневной жизни.
Кроме того, время, потраченное на образование в детстве и молодости, расширяет возможности карьерного роста и обеспечивает более высокую зарплату, а это также дает определенные преимущества для здоровья и долголетия.
Выводы о важности формального образования, полученного в детстве и молодости,особенно актуальны сейчас, когда правительства разных стран думают над тем, когда и каким образом продолжать работу школ. Плохое качество образования нынешних школьников, возможно, даст о себе знать спустя несколько десятилетий, когда доктора столкнутся с эпидемией когнитивного старения и деменции.