Posted 8 августа 2020,, 15:55

Published 8 августа 2020,, 15:55

Modified 7 марта, 14:47

Updated 7 марта, 14:47

Бывший капитан судна, перевозившего селитру в Бейрут, назвал свои версии взрыва

Бывший капитан судна, перевозившего селитру в Бейрут, назвал свои версии взрыва

8 августа 2020, 15:55
Фото: РБК
Бывший капитан судна Rhosus, которое перевозило аммиачную селитру, взорвавшуюся в порту Бейрута, Борис Прокошев (на фото справа) рассказал о том, что могло стать причиной произошедшего.

Прокошев рассказал РБК, само по себе вещество не могло взорваться.

- Была какая-то внешняя причина. Может быть, искра, может быть, поджог, взрывное устройство. Был какой-то внешний детонатор, - объяснил он.

Отвечая на вопрос, могла ли селитра потерять свои свойства за те шесть лет, которые она хранилась в Бейруте после конфискации ливанского властями, бывший капитан указал, что она хранилась герметично, а в упаковку не мог попасть воздух и вода.

- Дело в том, что селитра находилась в двух мешках — герметичном полиэтиленовом, а он еще помещен в другой мешок — полипропиленовый, что ли, такой плотный, пластиковый. Воздух и вода туда не поступали. Каждый мешок весил тонну, было 2750 мешков, - объяснил моряк.

Он указал, что сухогруз следовал из грузинского порта Батуми в африканский Мозамбик в 2013 году. Капитан принял решение зайти в Бейрут, н после того, как судно прибыло в порт, власти проверили и задержали его. Позже груз был конфискован. Часть моряков вернулась домой, но капитан, старший механик, третий механик и боцман остались на Rhohus.

Прокошев отметил, что власти Ливана не позволили им покинуть страну.

- Мы забастовали, все хотели вернуться домой. Но ливанское правительство нас не выпустило из страны — чтобы за грузом смотрели, за судном забесплатно. На судне же был взрывоопасный груз. Хозяин не платил, и ливанцы нам тоже не хотели платить. Жили мы на пароходе — тут хочешь не хочешь, а следи за пароходом. Если он утонет, то и ты с ним пойдешь на дно, - вспоминал россиянин.

С помощью специального агента, нанятого владельцем судна, морякам передавали продукты и необходимые вещи. Предполагается, что это – хабаровчанин Игорь Гречушкин, проживающий сейчас на Кипре. Прокошев указал, что бизнесмен судно бросил, однако его обязали содержать экипаж.

Позже корабль был отбуксирован в другую часть морской гавани, а после этого покидать корабль россиянам оказалось совсем невозможно.

- Потом мы организовали голодовку, чтобы нас отпустили домой. Пришли в порт, целый день ходили с плакатами, постояли у администрации, а ночью надо спать идти — пошли на пароход. На другой день хотели продолжить. Катер подзываем, а нам говорят: «Нам начальник порта запретил вас вывозить». Видимо, чтобы мы голодали на судне, где нас никто не видит. А смысла на судне голодать никакого, только умереть. Больше нас катер не возил, в порт мы не выходили, - объяснил моряк.

Возвратиться на родину россиянам удалось только через год. Они продали часть топлива и на вырученные средства наняли адвоката, подавшего в суд на ливанское правительство за незаконное удержание части экипажа. Спустя три месяца суд принял решение отправить моряков в Россию.

Селитру, рассказал Прокошев, выгрузили с судна после их отъезда. Он подчеркнул, что по вопросу взрыва никто из представителей ливанских властей с ним не связывался, однако ему звонили из Новороссийской транспортной прокуратуры. Он предположил, что это может быть связано с заработной платой, которую моряки так и не получили, но когда он перезвонил, ему пообещали связаться с ним позже.

Капитан подсчитал, что ему задолжали свыше $200 тысяч. В том числе $60 тысяч зарплаты и более $20 тысяч неустойки за удержание моряков на борту.

- Никто из нас ни цента из зарплаты не получил. У меня был оклад три тысячи долларов в месяц. Но сначала у меня было два помощника: старший помощник и второй. Через полтора месяца их отправили домой, остался я один, их работа легла на меня, - сказал Прокошев.

Отметим, что ранее полиция Кипра допросила Игоря Гречушкина по делу о взрыве в Бейруте. Подробности беседы правоохранители не раскрывали, сообщили только, что судно пришвартовалось в Бейруте в сентябре 2013 года во время плавания из Грузии в Мозамбик по заказу правительства африканской страны на нитрат аммония.

Напомним, что взрыв в порту ливанской столицы произошел во вторник. Погибли порядка двух сотен человек, тысячи были ранены. Нанесенный городу ущерб оценивается в $3-5 млрд. 5 августа был объявлен траур по погибшим.

"