Posted 4 августа 2020, 08:54
Published 4 августа 2020, 08:54
Modified 7 марта, 14:51
Updated 7 марта, 14:51
Студенческий журнал DOXA совместно с «Важными историями», «Новой газетой» и отделением «Трансперенси Интернешнл – Россия» опубликовали результаты исследования, посвященного поступлению абитуриентов в престижные вузы страны на бюджетные места.
По существующим сегодня в России правилам, от 10 до 30 процентов бюджетных мест в российских университетах распределяется через схему целевого набора, а на некоторые специальности абитуриентов принимают исключительно по такой схеме. В рамках целевого набора нуждающаяся в специалистах госструктура может послать любого человека на учебу, предоставить ему жилье и дополнительную стипендию. А после окончания учебного заведения выпускник обязан проработать на ведомство три года.
Проанализировав данные 3000 студентов, имеющиеся в открытом доступе, исследователи пришли к интересным выводам. С 2015 по 2019 годы в 15 отечественных вузах журналисты обнаружили 102 подтвержденных случая, когда дети или родственники госслужащих поступали на учебу целевым образом по направлению от госструктур, которые эти госслужащие возглавляли или с которыми тесно взаимодействовали по службе. По мнению авторов расследования, сложившаяся ситуация может свидетельствовать о неурегулированном конфликте интересов во множестве отечественных госструктур.
Среди госслужаших, чьи дети поступили на бюджетные места в МГУ, ВШЭ, МГИМО, МГМУ имени Сеченова, МФТИ, РУДН, РЭУ имени Плеханова, МГЛУ, ВГИК, МИСИС, СПБГУ, ИТМО, СамНИУ, ННГУ и ВГУ таким образом, в тексте фигурируют бывший глава организационно-мобилизационного департамента МЧС России Андрей Третьяков, министр природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесии Джашарбек Узденов, бывший советник президента Сергей Дубик, глава Союза следственных работников Александр Мокрицкий, бывший губернатор Мордовии, а ныне - спецпредставитель президента Николай Меркушкин, зампред правительства Тверской области Артем Ажгиревич, начальник финансово-экономического управления департамента тылового и финансового обеспечения ФСКН Виталий Маслов и многие другие.
Без целевого набора дети некоторых чиновников поступить в престижные вузы не смогли бы, поскольку их оценки оказались до 50 баллов ниже минимального проходного балла. Отдельные абитуриенты, на обучение которых по целевому набору государство потратило большие деньги, не смогли закончить курса обучения, а некоторые после завершения учебы так и не выполнили договоренностей и отказались отрабатывать на госслужбе обязательные по контракту три года.
Когда авторы расследования обратились за комментарием в вузы, то получили ответ, что там якобы не располагают информацией о высокопоставленных родственниках поступивших к ним целевиков.