Расследование обстоятельств гибели Ту-154 10 апреля 2010 года велось и Межгосударственным авиационным комитетом стран бывшего СССР и Комиссией государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши, которые пришли к похожим выводам. Согласно отчету Межгосударственного авиационного комитета, опубликованному в 2011 году, непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Первая польская комиссия под руководством Ежи Миллера назвала причиной катастрофы снижение президентского самолета ниже дозволенного минимума и заход на посадку, несмотря на густой туман. Но нынешние власти Польши не согласились с этими выводами и приняли решение о создании второй комиссии.
Теперь эта комиссия под руководством бывшего министра обороны Антони Мачеревича заявила, что причиной катастрофы стал взрыв на борту, а взрывчатку заложили в самолет еще во время ремонта в России. "До таких повреждений не могло дойти" только в результате столкновения самолета с землей, "этому противоречит весь очень обширный доказательный материал и результаты очень большого количества экспериментов и анализов", - цитирует заявление комиссии агентство РИА"Новости". Отмечается, что наличие следов взрывчатых веществ на борту - тротила, пентрита и гексогена подтвердили не только польская, но и американская, британская лаборатории.
О том, что причиной авиакатастрофы стал взрыв, в Польше говорили с 2016 года, но оставалось непонятным, как взрывчатка могла попасть на борт. Теперь отмечается, что ее следы якобы обнаружили в пробах, взятых с частей, которые российские техники меняли во время ремонта бортов 101 (самолет Качиньского) и 102 (еще один принадлежащий Польше самолет) в 2009 году.
Напомним, что самолет с польской делегацией во главе с Лехом Качиньским летел 10 апреля 2010 года в Смоленск с целью проведения траурных мероприятий в расположенной неподалеку Катыни, где в годы Второй мировой войны были расстреляны польские офицеры. При крушении самолета погибли 88 пассажиров и восемь членов экипажа. В российском МИД утверждения о взрыве называли иррациональными. Эту версию опровергал и российский Следственный комитет. По словам официального представителя ведомства Светланы Петренко, такие заявления - неуклюжая попытка подвергнуть сомнению очевидное, к трагедии же привели ошибочные действия экипажа в условиях сложной посадки.
Летом прошлого года в Смоленске в местах хранения фрагментов Ту-154М, потерпевшего крушение, завершились совместные работы сотрудников Следственного комитета России и компетентных органов Польши, инициированные в очередной раз польскими коллегами. Делегация вновь была допущена к осмотру агрегатов, подузлов и конструктивных элементов разбившегося самолета, которые хранятся на аэродроме Смоленск-Северный. Представители Национальной прокуратуры Польши и военной жандармерии со следователями СК России и криминалистами ведомства еще раз осмотрели фрагменты лайнера, провели фото- и видеосъемки. Кроме того, по просьбе иностранных коллег в их присутствии были проведены дополнительные допросы очевидцев авиакатастрофы