Posted 29 июля 2020, 13:43
Published 29 июля 2020, 13:43
Modified 7 марта, 14:55
Updated 7 марта, 14:55
Сегодня стали известны новые правила возврата денег за неиспользованную или частично использованную турпутевку. Ростуризм выплачивает кэшбек, если граждане оплатили поездку в платежной системе "Мир". Мало того что ведомство поставило вне закона другие платежные системы, оно еще и отменило наличные для оплаты гостиницы и билетов. Агентства также не имеют права принимать платежи, оплата идет строго в онлайне. Кого же поддерживает Ростуризм: граждан, туристическую отрасль или платежную систему "Мир"? Об этом НИ спросили Алексея Койтова, сопредседателя Союза потребителей РФ:
- По совокупности тех условий, которые объявлены, это больше похоже не на поддержку туризма, а на поддержку национальной платёжной системы "МИР". Если мы говорим о поддержке туризма, то должна быть поставлена задача увеличить приток денежных средств в эту сферу – турагентствам, туроператорам, гостиницам, авиакомпаниям и так далее. Каким образом произойдёт этот приток денег – вопрос даже не вторичный, а третичный. Почему в таком случае условием возвращения денег является обязательное использование платёжной системы МИР? Почему нельзя платить наличными? Почему нельзя воспользоваться платёжным терминалом в турагентстве? Почему нельзя оплатить частями?
- Есть ли у потребителей право обжаловать это решение?
- Строго говоря, любой нормативный акт можно обжаловать в суде. Я пока не видел документ, которым эти условия регулируются. Подозреваю, что это – частная инициатива платёжной системы МИР, которую пиарит Ростуризм. Либо должен быть опубликован нормативный документ Ростуризма. Если условия определяет нормативный акт Ростуризма, его можно оспаривать в суде. Если это – условия программы лояльности платёжной системы МИР, оспаривать их невозможно. Но тогда должны быть изменены акценты. Какой бы государственной не являлся МИР, он является коммерческим участником платёжного рынка. Они вправе предоставлять льготы, но государственная субсидия при этом не может быть использована при принятии нормативного акта. Субсидия выделяется правительством РФ. Теоретически, мы как Союз Потребителей РФ тоже можем обжаловать подобные акты.
- Вы планируете этим заняться?
- Мы попробуем разобраться. Скорее всего, с привлечением наших коллег из Всероссийского объединения туристов. Если мы придём к выводу о дискриминации или ограничении прав потребителей, то будем принимать меры, обращаясь в Антимонопольную службу.
- На что вы в первую очередь обращаете внимание в этом постановлении?
- На диссонанс. Есть такая форма помощи как государственная субсидия. Она выдаётся при соблюдении определённых условий. Эти условия должны быть непосредственно связаны с предметом субсидии. В данном случае целью субсидии названа поддержка внутреннего туризма. Это означает, что денежными средствами должны быть обеспечены субъекты этой отрасли. Поддержка может быть обусловлена только этими факторами. Способ оплаты, порядок оплаты не имеет к этому отношение. Предположим, что это – инициатива платёжной системы МИР. Но почему тогда государственную субсидию получает только эта платёжная система? В платеже, который вы делаете через карту, содержится комиссия этой платёжной системы. У МИРа она составляет 3%.
- В чём нарушены права потребителей?
- Если это программа платёжной системы МИР, то прав потребителей она не нарушает. Если система работает только с безналичными переводами и внедряет программу лояльности своего бизнеса, то чьи права они могут нарушить? У них клиенты только те, кто пользуются безналичными платежами.
Органы государственной власти могут нарушить права потребителей только изданием нормативного акта. Вот здесь возникает нарушение прав потребителей и нарушение прав человека и так далее. Возникает только вопрос, почему средства выделяются именно этой платёжной системе. Но это – другая сфера.