"Срыть горы - срубить бабок": Стерлитамакским шиханам грозит уничтожение

28 июля 2020, 15:12
«Это преступление. Но на кону очень большие деньги», - говорит видеоблогер из Уфы Эрик Королёв об уничтожении цепочки одиночных гор в Башкирии.

В своём получасовом документальном фильме он в общих чертах, но очень доходчиво, объяснил, что сегодня происходит с уникальным памятником природы – шиханами, находящимися в окрестностях города Стерлитамак.

Кристина Забирова

«Эта тема очень болезненная, она уже много лет ссорит между собой много людей и является «токсикозом» в отношениях между Москвой и Башкирией. Потому что на кону стоят очень большие деньги и, главное, лёгкий способ получения этих денег. До сих пор непонятно, чем всё это закончится, ситуация накаляется с каждым годом всё больше и больше», - рассказал блогер.

Речь о цепочке уникальных рифовых гор, которые в Башкирии называют шиханами. «То, что сейчас происходит с шиханами можно назвать «синдромом таксиста», который всегда стремится к быстрому заработку. В России бизнес почему-то заключается в том, чтобы приехать, чего-то вскопать, вырыть, по-быстрому продать и быстро получить наличку», - прокомментировал Эрик Королёв.

«Я живу в Уфе и не знал, что живу рядом с памятником природы всепланетарного масштаба! Когда-то здесь было дно морское. Шиханы – это рифы, они образованы останками животных. Их скелеты наслаивались друг на друга миллионами лет. Если присмотреться, наслоения похожи на торт - кажется, будто бы нож нарезал… Теперь тут добывают известняк. На шиханах можно увидеть ракушки, окаменелости моллюсков, кораллы…

Это всё горы, которые поднялись за счёт сдвига тектонических плит. Вот представьте: 300 миллионов лет шёл дождь, 300 миллионов лет эти горы продували ветра. Такого, чтобы рифы были на поверхности, больше нет нигде в мире. Сейчас здесь можно гулять. Многие научные делегации приезжают сюда, чтобы проводить исследования. Сложно даже представить, какое значение эти горы имеют для мировой науки!», - рассказал Королёв.

Отметим, что можно найти упоминание о том, что подобные «рифовые горы» также есть и в непосредственной близости к Аппалачам, на территории Северной Америки, однако, сложно судить, насколько они действительно похожи на Башкирские.

А «Новая газета» опубликовала материал, в котором рассказано о том, что "на нашей планете существуют и другие горы, сложенные пермскими рифовыми массивами, но нигде они не представлены в виде одиночно стоящих останцев". Как бы там ни было, всё это никак не умаляет достоинств башкирских шиханов.

Под Стерлитамаком было четыре шихана: Торатау, Юрактау, Куштау, Шахтау. Но до наших дней уцелели лишь три — Юрактау, Куштау и Торатау, а четвёртый шихан Шахтау, как сообщается в открытых источниках, был "переработан" предприятием «Сода», (ныне – «Башкирская содовая компания» - прим. «НИ») его промышленная разработка началась ещё в 1950-е годы.

Эрик Королёв отметил, что сейчас на месте шихана Шахтау – название переводится как «Царская гора» - остался только карьер.

«Гору Шахтау спилили практически под ноль за 70 лет. Остался карьер, здесь ничего больше нет, равнина. Но мощности современных методов разработки превышают прежние в 15 раз. Если любую из этих гор будут спиливать сейчас, то её спилят за 15 лет. Все остальные шиханы под угрозой уничтожения - ради добычи сырья. Но шиханы хороши тем, что это цепочка гор, они неотделимы друг от друга, они как братья, они - единое целое...», - сообщил Королёв.

«Лёгкий для добычи известняк в карьере Шахтау заканчивается, надземные запасы истощены, дальнейшая разработка приведёт к затоплению прилегающих территорий озером, образовавшимся в котловане уничтоженной горы», - уточняла в прошлом году «Новая газета».

По словам Эрика Королёва, для добычи сырья с шихана Шахтау была построена канатная дорога, «такие вот “салазки”».

«И вот таким способом, медленно, но верно, годами собирается известняк, гора постепенно стачивалась. И та мощь, которую люди видели, исчезает… Как говорится, и муравьи съедают слона», - рассказал блогер.

Памятниками природы регионального значения объявлены только две горы: Тратау - в 1965 году, и Юрактау - в 1985 году. «Но шиханы должны иметь статус мирового памятника природы, должны быть защищены ЮНЕСКО. Правительство Башкирии подало об этом в организацию заявку. Странно, что обсуждение темы ведётся почему-то именно на региональном уровне. Только совсем недавно ситуацию начали обсуждать и в Москве. Но это вопрос не то, что не регионального или даже всероссийского значения, это настолько уникальное явление природы, что, повторюсь, имеет значение общемировое», - подчеркнул Эрик Королёв.

Блогер объяснил, что самый высокий из шиханов – Тратау. Это конусовидная гора, "гора-крепость", символ города Ишимбай. Излюбленное место парапланеристов.

«В 1999 году здесь был установлен неофициальный рекорд России: Виктор Фёдоров пролетел на параплане на открытую дальность 143 км. Шиханы стоят на равнине. Тут нет линий электропередач, нет болот. Удобно и безопасно для парапланеризма. То есть здесь можно, с этой точки зрения, успешно развивать туристический формат», - рассказал блогер.

По мнению Эрика Королёва, если в шиханы с умом вкладывать средства, сюда будут приезжать люди со всего мира.

«Если такой инвестиционный экологический бизнес организовать, шиханы будут приносить прибыль из поколения в поколение, бесконечное количество раз, как вся Европа живёт. Но у нас, в России, почему-то принято только так: срыть, раскопать, заработать… И от этого грустно», - заметил Королёв.

В связи с происходящим блогер вспомнил мультик про Скруджа Макдака, у которого в глазах «загорались» доллары, он терял рассудок и «делал всё, что угодно, был готов на любые поступки, чтобы бабки заработать».

«Интересно, что у самых богатых людей России, у которых и так денег немерено, точно так же загораются доллары в глазах. Это мания: ещё, ещё больше… У Скруджа был огромный сейф с деньгами, в которые он любил нырять и там плавать. Просто такая вот тяга к накоплению, он ведь даже ничего не покупал.

Это карикатура на современного коммерсанта, готового пойти на любые преступления, чтобы заработать ещё больше. Он готов рушить памятники природы, спиливать всё, что видно, лишь бы быстро-быстро обогатиться ещё. Это вещь страшная, трагичная и бессмысленная. И мне совершенно непонятная», - резюмировал Эрик Королёв.

Представители «Башкирской содовой компании» ещё несколько лет назад настаивали на начале разработки следующего шихана, заявляя, что никакой другой известняк им не подходит. Подчеркивалось, что для добычи известняка годится только Торатау, только здесь он, якобы, достаточно «чистый». Начало разведки обострило многолетний конфликт.

В своих заявлениях для СМИ компания утверждала, что в случае, если ей не отдадут на разработку новый шихан, производство может обанкротиться, Башкирия потеряет самого крупного налогоплательщика, а город Стерлитамак и вовсе окажется на грани вымирания, так как тысячи людей останутся без работы.

Между тем, по данным «Новой газеты», БСК отнюдь не является градообразующим предприятием Стерлитамака. "На производстве соды задействовано всего четыре тысячи сотрудников из трёхсот тысяч жителей, а самым крупным налогоплательщиком Башкирии среди предприятий и компаний являются «Роснефть» и «Газпром»".

Миф об исключительной необходимости для производства именно известняка с Торатау, пишет «Новая газета», легко развеивают геологи и ученые края. Так, например, завкафедрой геологии и полезных ископаемых Башкирского государственного университета Исхак Фархутдинов, разъяснял: «У нас в республике очень много известняка, который может подойти для производства соды. Самый первый вариант — Худолазское месторождение в Сибае, потому что производство там уже ведется: и карьер есть, и железная дорога. Но БСК установила требование, что им для печей якобы подходит известняк с содержанием песка 0,5% максимум.

Хотя эта технология Сольве родом еще из XIX века, и при ее применении известняк нужен только для того, чтобы его сжигать. Индусы, которые работают по этой же технологии, используют известняк с 2,5% кремнезема. У нас очень много известняка с содержанием кремнезема до 1%. Ни один производитель соды в мире не сидит на шиханах. Поэтому нужно поменять требования до 2,5%, и геологи найдут достаточно месторождений в Башкортостане. Если ежегодная чистая прибыль БСК составляет 10 млрд рублей, и в следующем году (речь о 2020 – прим. «НИ») из-за модернизации они получат, например, 9 млрд 500 млн, то не сильно пострадают».

И хотя приоритетной для БСК была гора Торатау, по информации сайта ufa1.ru силами общественности её в итоге всё-таки удалось отстоять. «Осенью прошлого года (2018 года – прим. «НИ») тогда еще врио главы Башкирии заявил, что Торатау не тронут, добычу соды будут вести на другой горе, большей по площади — Куштау. «В середине июня (2019 года) жители окрестных деревень записали видеообращение к президенту страны Владимиру Путину с просьбой не отдавать в разработку шихан. С тех пор новостей о судьбе шихана не было», - сообщает ufa1.ru.

По данным этого сайта, Департамент по недропользованию по Приволжскому ФО дал разрешение на разработку шихана Куштау в Ишимбайском районе республики АО «Сырьевая компания» (БСК). Лицензию выдали еще 8 августа 2019 года. «Целью компании на этом участке, по сведениям из реестра, станет «разведка и добыча полезных ископаемых». Лицензия будет действовать до 10 августа 2039 года».

Корреспондент «Новых известий» изучила информацию на сайте "Башкирской содовой компании".

По запросу «Куштау» данные отсутствуют. Зато здесь сказано, что ещё в 2014 году производственники «Башкирской содовой компании» встречались с учёными из Уфы, Москвы, Лондона, Калгари и обсуждали возможности создания музея под открытым небом на месте отработанного карьера Шахтау. В тексте с сайта БСК говорится: «Карьер Шахтау достаточно интересен для науки, - сказала Вера Коновалова, старший научный сотрудник ПИН РАН, - если будет развитая инфраструктура, его смогут посещать не только учёные, но и туристы, школьники, студенты". В настоящее время в России нет ни одного геопарка, поэтому создание на месте карьера Шахтау подобного музея для "Башкирской содовой компании" престижно, а для жителей города и страны - полезно в плане просвещения. "Такой геопарк захочет посмотреть весь мир, - высказал своё мнение Ричардс Барри, председатель Международной подкомиссии по карбону геологической службы Канады. - Непременно буду рекомендовать провести в карьере Шахтау полевую экскурсию на Международном геологическом конгрессе в следующем году". У проекта "Геопарк Шахтау" есть все шансы стать главным местом новых палеонтологических и геологических открытий, а у Стерлитамака - центром туризма».

На сайте http://save-shihan.ru/ корреспондент "Новых известий" обнаружила образец петиции защитников шиханов, который сопровождается вот таким сообщением: "В связи с тем, что на данный момент возникла информационная блокада вокруг темы разведки Шихана Куш-тау и темы сохраняющейся угрозы остальным Шиханам и прилегающей к ним территории, было составлено обращение в различные государственные надзорные и контролирующие органы, а также в Государственную Думу РФ, Общественную Палату России и другие".

Тем временем, 12 июля прошёл флешмоб в защиту Куштау.

В группе вКонтакте, которая называется «Сохраним Шиханы Торатау, Юрактау и Куштау!», размещён пост с видео и текстом, в котором говорится: «Живая цепь вытянулась на большое расстояние. Притом, что было очень жарко, защитники Куштау стояли в цепи и держали полотнище целый час! Спасибо всем, друзья! Спасибо за светлые лица и горящие глаза. За искренность и любовь к родному краю!»

Посмотреть видео флешмоба можно здесь.

#Новости #Бизнес #Башкирия #Экология
Подпишитесь