Как известно, Приморский край Дальнего Востока стал российским только в середине 19 века в результате раздела китайских владений империи Цин, которая к тому времени ослабла настолько, что не могла охранять свои северные владения. Тогда же правительство начало заселять эти территории переселенцами с европейской части Российской империи, – в том числе с Украины, Белоруссии и Прибалтики, - перевозя их в основном морским путем. Парадоксально, но всего за каких-то полтора столетия бывшие переселенцы практически полностью забыли свое происхождение: кто они, откуда, где могилы их предков? И новая родина не стала им об этом напоминать – во всяком случае в Музее истории Дальнего Востока в столице края Владивостоке – об этом почти ни слова.
О причинах такого странного забвения пишет в своем блоге философ Максим Горюнов, посетивший этот музей:
«Пару слов о человеке - вот эта скульптура стоит во Владивостоке, в музее истории Дальнего Востока.
Две голые полуобезьяны с ужасом смотрят на череп другой полуобезьяны. Называется «Предки». Автор - Всеволод Лишев, 1910 год.
Шутка в том, что в музее нет почти ничего о том, откуда приехали люди в Приморье. Есть упоминание что ехали из Украины, Беларуси и Латвии, но откуда точно, из каких сел, как назывались пароходы на которых приплыли, как расселялись, на каких языках говорили, какие книги/газеты читали - об этом очень вскользь и почти ничего.
В городе нет ни одного украинского или беларуского ресторана/культурного центра/издательства/«общества любителей истории». Если не читать книг, трудно увидеть, что люди сюда приехали. Разве что фамилии в газетах часто заканчиваются на -о и на -вич.
С точки зрения Европы это, наверно, не очень нормально: у людей есть сознание, есть память о прошлом, есть рефлексия об этом прошлом. Чтобы понять себя, прошлое надо как-то осмыслить, прояснить.
Но то в Европе. Внутри России человек - это только человек. Только тело + сумрачное сознание + ужас смерти. Человек - он из ниоткуда и никуда, Только здесь и сейчас, Решает важнейшие звериные вопросы: найти еду, найти тепло, размножиться, успеть вырастить потомство. С этой точки зрения, вопросы типа «как назывался пароход, на котором ваши предки приплыли на берег Тихого океан?» не имеют смысла: а какая разница? Как-то назывался. И на языке каком-то говорили, но так ли важно на каком?
Главное что осели, прижились и размножились...»
О том же пишут и комментаторы этого поста:
- Я с одной девушкой разговаривал. Семью ее бабушки отправили в Сибирь на поселение в эшелоне непонятно откуда. Когда большинство народа умерло, выживших детей раздали в соседние села, а оставшихся увезли. Так она говорит: «Мы сейчас пытаемся выяснить украинцы мы или может евреи, молдаване».
- Но ведь это и есть главная задача русского плавильного котла или галтовочного барабана превратить всех разных в одинаковые заготовки.
- Мои предки, украинцы Сиворакши и Мандрыки, приехали-приплыли на Дальний Восток. Осваивали, укрепляли, богатели. Двух прадедов расстреляли, дедов посадили... Может поэтому и нет музеев и обществ.
- Знание истории своего рода - это ж опаснейшее тлетворное мещанство, еще салфеточку со слонами на буфет поставьте. Вышли мы все из народа, дети семьи трудовой. А если не из народа и не трудовой, то иди ягеля пожуй.