Posted 15 июня 2020, 08:15

Published 15 июня 2020, 08:15

Modified 25 декабря 2022, 16:32

Updated 25 декабря 2022, 16:32

Родом из рабства. Почему чернокожее население США культурно близко русскому народу

15 июня 2020, 08:15
Сравнения граждан России с негритянским населением Америки, которые начал еще Ленин, продолжаются до сих пор
Сюжет
Расизм

Сетевой аналитик Владимир Гуриев по-своему и весьма оригинально отозвался на расовые волнения в Америке:

«Постоянно встречаю в ленте "а че это русские люди такие расисты".

Очень часто это почти пелевинское "Иегова кротко посмотрел на меня", с заменой потребления на этику, но если кому-то действительно интересно, почему русские люди такие расисты, то у меня есть теория.

Русские люди, конечно, никакие не расисты, если понимать под расизмом неприязнь к черным. Такой расизм все-таки предполагает какой-никакой постоянный контакт, а ему взяться неоткуда.

Но действительно создается впечатление, что русский человек почему-то ассоциирует себя с правым белым американцем, хотя с черным американцем у него больше общего, если немножко подумать о месте в обществе и ближайших перспективах.

Мне кажется, само впечатление неверное (не ассоциирует вообще), все устроено иначе, и тут играет роль два фактора.

Во-первых, Америка это главный русский рай. Религиозность из русского человека за семьдесят лет советской власти все-таки выбили, успешно заменив ее чайным грибом, Джуной и диагностикой кармы, но свято место, простите за тавтологию, тупо не бывает, и точка, в которой хорошо бы оказаться хотя бы после смерти, внезапно переместилась в США.

Если задуматься, то Америка отвечает почти всем требованиям к райскому существованию, которые были у разумного советского человека. Там классно. Зарплата в долларах. Можно заработать миллион. Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой. Все живут в двухэтажных домах, которые из 30-метровой хрущевки кажутся хоромами, и у каждого, у каждого есть автомобиль.

Плюс туда очень трудно, но все-таки можно попасть, а те, кто попал, больше никогда не вернутся.

Америка выгодно отличается от классического рая тем, что это гораздо более четкий и понятный образ, плюс о ней можно мечтать, ни в чем остальном себя не ограничивая, никаких правил и заповедей нет.

Сначала образ рая формировали слухи, фотографии из журнала почему-то "Англия" и этикетка на джинсах levi's, но потом появились видеофильмы, и стало понятно, что там все так и есть, даже лучше.

Если кто не верит, пересмотри "один дома" с гнусавым переводом еще раз, там все правда.

Собственно, гениальная песня "Гудбай, Америка" как раз об этом.

Интересно, что такое отношение к Америке не сильно повлияло на отношение к американцам. Любому понятно, что этим дуракам просто очень повезло родиться в счастливой стране.

А мне, такому классному, нет.

А если бы я там, ох бы я развернулся. Сейчас-то уже поздно, но если бы с рождения, если бы знать английский как родной, ох бы я.

И если с белым американцем русский человек себя не очень ассоциирует, потому что русский человек намного способнее и умнее и недавно скворечник смастерил из обложки журнала "Пионер" и оконной замазки, то недовольные черные американцы вызывают у него подспудное раздражение, потому что ну все, блин, у них есть, они же в Америке уже, а все равно им мало.

Попробовал бы ты в Саратове, брат.

На это накладывается негативный опыт с плохо интегрированными национальными диаспорами в России. он негативный по разным причинам, но, пожалуй, главная, как ни глупо это звучит, что позитивный или нейтральный опыт плохо запоминается.

И сочетание этих факторов приводит к тому, что новость "протестующие разбили витрину apple store" внутри моментально трансформируется в "нерусь снова растоптала икону, смеясь".

А это наш, русский, рай, не надо в нем мусорить, даже если нас там нет.

Чужого рая не хотим ни пяди, но своего, как поется в старой довоенной песне, вершка не отдадим.

Ты меня не знаешь, а я тебя давно полюбил. Привет!

Короче, это очень странно звучит, но американцы в этой картине мира (которая почти никогда не артикулируется явно, но ощущается именно так) это временные жильцы, главная задача которых ничего в нашей небесной Америке не поцарапать.

Никакого расизма в этом нет. Цвет кожи протестующих русскому человеку абсолютно не важен.

Просто в раю должен быть покой и порядок.

Мы не для того о нем мечтали, чтобы вы все похерили...»

Эту мысль развил в своем блоге философ Дмитрий Лучихин:

«В процессе обсуждений выяснилась интересная подробность. Оказывается чернокожее население Америки, культурно гораздо ближе русскому народу, чем это принято полагать.

И это кое-что говорит о работе нашего сознания. Можно не находить у себя вообще никаких признаков, сознательного фобийного отношения, но какие-то очевидные сопоставления просто не приходят в голову, не доходят до уровня осознанности.

Так вот помимо Александра Сергеевича, и подозрительно синхронной отмены рабства, нас культурно роднит еще очень важный фактор. А именно тот факт, что и будущие американцы, отловленные в африканской саванне, и население русских гордых княжеств – оказались лишены возможности самобытного бытия и самобытного развития. Лишены права на самобытное формирование своей культуры. И этот, доминантный в своем влиянии, и общий культурообразующий фактор, определяет возникшее под его воздействием психологическое сходство сформировавшихся этносов. Этносов, отделенных от своей корневой культуры такой пропастью, что возможность восстановления этой связи представляется фантастической.

Здесь естественно не так важны внешние формы проявления, и даже очевидно разные элементы культурной организации вырванные из почвы – сколько единая логика их организации, проявляющаяся в типичности реакций, логике поведенческих паттернов, типичности спектра мотиваций.

В общем, если российское население покрасить, и поменять с чернокожим населением Америки местами, то никто ничего не заметит.

***

Да, все разное - исторический контекст, внешний антураж, даже сознательная версия мотиваций - а сам поведенческий паттерн один и тот же. Разница конечно есть. Американские негры сохранили тех белых что их освобождали. И продолжают получать репарации. А русские....., своих ликвидировали как класс - и теперь ищут с кого бы еще получить...»

Блогер Эдуард Котенев, комментируя эту тему, указал еще на один признак общности россиян и афроамериканцев:

«Люмпены - они такие везде, хоть в культурной столице мира - Париже, хоть в задрипанном забытом Богом Усть-Расдрюпинске... Выражаясь просто - от своего природного оторвались, но к чему-то путному вследствие распущенности и лени не прилепились, поэтому болтаются от подачки до подачки, от отсидки до отсидки как цветок в проруби...

Не "не могут" - не хотят приобретать актуальные для современности знания и навыки. Приведу пример: мой кузен двадцать пять лет назад выехал в Германию на ПМЖ, там уже жила его жена (нынче давно бывшая). Первый год он ходил на бесплатные госкурсы немецкого языка и подтверждал свое высшее образование, второй год - обновлял профессиональные знания в соответствии с требованиями немецких работодателей. Нашел хорошую работу, работал, был безработным, опять работает. Его бывшая жена все эти годы получает социале - как не знающая немецкого языка и не могущая из-за этого трудоустроится (давно она все уже знает - но получить шаровое пособие это их все). Через пару лет плавно переползет на пенсию - это и есть заповедная мечта всех совков и люмпенов: ничего не делать и получать деньги...»

Но самое поразительное заключается в том, что на эту тему писал еще 100 лет назад «вождь мирового пролетариата» Владимир Ленин в статье «Русские и негры»

«Что за странное сопоставление? — подумает читатель. — Как можно ставить рядом одну из рас с одной из наций?

Сопоставление возможное. Негры позже всех освободились от рабства и до сих пор несут на себе всего более тяжелые следы рабства — даже в передовых странах, ибо капитализм не может «вместить» иного освобождения, кроме правового, да и это последнее всячески урезывает.

Про русских история говорит, что они «почти» освободились от крепостного рабства в 1861 году. Приблизительно в то же самое время, после гражданской войны с американскими рабовладельцами, освободились от рабства негры в Северной Америке.

Освобождение американских рабов произошло путем менее «реформаторским», чем освобождение рабов русских.

Поэтому теперь, полвека спустя, на русских осталось гораздо больше следов рабства, чем на неграх. И даже было бы точнее, если бы мы говорили не только о следах, но и об учреждениях... Но мы ограничимся в данной статейке одной маленькой иллюстрацией сказанного: вопросом о грамотности. Известно, что безграмотность — один из следов рабства. Не может быть грамотно большинство населения в стране, угнетенной пашами, Пуришкевичами и т. п.

— В России неграмотных 73%, не считая детей до 9-летнего возраста.

Среди негров в Северо-Американских Соединенных Штатах неграмотных (1900 г.) — 44 1/2%.

Позором ложится на цивилизованную, передовую страну, североамериканскую республику, такой безобразно высокий % неграмотных. И всякому известно притом, что вообще положение негров в Америке недостойно цивилизованной страны: капитализм не может дать полного освобождения ни даже полного равенства.

Поучительно, что среди белых в Америке процент неграмотных составляет всего 6%. Но если мы разделим Америку на районы бывшие рабовладельческие (американскую «Россию») и на районы нерабовладельческие (американскую не Россию), то получим процент неграмотных среди белых: 11—12% у первых, 4—6% у вторых!

В бывших рабовладельческих районах вдвое выше процент неграмотных среди белых. Следы рабства лежат не только на неграх!

Позор Америке за положение негров!..»