Ирина Мишина
Из указа, который подписал Сергей Собянин, следует, что Александр Молотков назначен на новую должность на срок полномочий мэра.
Родился Александр Молотков 29 января 1970 года в Харькове, окончил Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева, факультет «Промышленное и гражданское строительство», а в 1995 году - Московскую школу ценных бумаг, также учился в Университете управления правительства Москвы. Трудовую деятельность начал на строительстве жилых и социальных объектов Москвы и Нижневартовска. Затем - 10-летний период работы в банковской сфере, в Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства. После этого новый министр образования Москвы руководил инвестиционной компанией, реализовывал проекты в строительной и пищевой отрасли, а также в книгоиздании: при его участии был осуществлен ряд издательских просветительских проектов для детей. В ноябре 2011 года Александр Молотков был принят на государственную службу в Департамент образования Москвы, где занимался программой «Столичное образование», а также вопросами повышения уровня финансовой грамотности населения. Последние 3 года Молотков занимал должность заместителя руководителя департамента образования Москвы.
Таким образом, новый руководитель образования никогда учительством и преподаванием не занимался.
Судьбу бывшего руководителя столичного образования Москвы Исаака Калины прояснил на своей странице в Twitter Сергей Собянин. Он сообщил, что уволившийся глава столичного департамента образования Исаак Калина будет работать советником градоначальника. «Сегодня подписал распоряжение об увольнении Калины Исаака Иосифовича с должности руководителя департамента образования города по его собственному желанию. Будет продолжать работу в должности моего советника», — написал мэр. Он добавил, что почти за 10 лет работы Калины на этой должности школьное образование в Москве "стало одним из лучших в мире и более доступным для большинства столичных детей". Собянин поблагодарил Калину за «подвижническую работу на одной из самых важных должностей в правительстве Москвы».
Напомним: в ноябре Исааку Калине исполняется 70 лет. Он запомнился москвичам своей инициативой объединять школы, где учатся дети с разными способностями. Объясняя свою идею, Калина сравнивал детей с огурцами, которые при попадании в один рассол становятся одинаково солеными. «Если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками», — отмечал он.
Именно при Исааке Калине в Москве был введен в обязательном порядке ЕГЭ, который до сих пор вызывает массу споров. "Эпоха Калины" в московском образовании запомнится также введением электронной записи в детские сады и школы, высокими результатами московских школьников на всероссийских и международных олимпиадах, созданием электронной школы. Также в "эпоху Калины" директора московских школ превратились в касту высокооплачиваемых чиновников, напрямую подчиняющихся департаменту образования.
Многие родители не без основания критиковали и систему питания, внедренную в московских школах в последние годы.
Смена руководителя в столичном образовании уже стала одной из самых обсуждаемых тем в соцсетях. Из комментариев в Фэйсбуке.
Анна Пономаренко: "Как может УПРАВЛЯТЬ ОБРАЗОВАНИЕМ человек, который к ДЕТЯМ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ??? Ну как такое возможно? Каждый должен заниматься своим делом!Как строитель может управлять процессом обучения в школах/садах? Всё равно, что бухгалтер начнёт "первоклассно" лечить зубы и оперировать пациентов".
Вадим Соловьев: "Неужто среди московских профессиональных преподавателей нет ни одного, знающего проблемы образования лучше, чем экономист-строитель? А может стоило пообщаться с теми, кто готов предложить свою программу?"
Марина Кузина: "Управляют образованием люди,не имеющие к нему никакого отношения.Что может знать и понимать о школе инженер- строитель? Наверное,будет "строить" учителей,которых его предшественник уже "опустил ниже плинтуса. Сегодня на ЕГЭ детям дали инструкцию,составленную с ошибкой.Вот такие безграмотные инженеры - строители - предприниматели сидят в Департаменте и управляют столичным образованием".
Сергей Овченков: "Достойный человек для своего времени, прошедший все ступени становления, как руководитель. Сегодня, следует признать, что образование и наука - это бизнес... Александр Молотков соответствует занимаемой должности на этапе коммерциализации науки и образования".
Однако, руководители образовательных организаций не столь пессимистичны в своих прогнозах. "Я знаю Александра Борисовича Молоткова не первый год, он ранее курировал Юго-Западный округ в департаменте образования Москвы. Это деликатный, интеллигентный человек, который уважительно относится к педагогам. У меня нет сомнений, что он справится, тем более, что задачи перед ним стоят сугубо управленческие. Он давно работает в системе московского образования, достаточно погружен в эту систему", - заявил "НИ" заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург. На наш вопрос об отсутствии у Александра Молоткова педагогического образования Евгений Ямбург ответил: "У него достаточно заместителей, имеющих педагогическое образование. Для обсуждения специальных вопросов он может привлечь экспертное сообщество. Справится!".
Сопредседатель межрегионального профсоюза "Учитель" Марина Балуева более осторожна в своих оценках:"Вся административная надстройка столичного образования давно живет за счет "роспила" бюджета, хорошее образование им не нужно. Они руководят так, как будто педагогики не существует. Поэтому смена Калины на Молоткова - это все равно, что поменять шило на мыло. Сейчас многие возмущены тем, что у нового руководителя департамента образования и науки нет педагогического образования. У Калины оно было, но от этого решения, которые он принимал, грамотнее не становились. Последние годы просто шло освоение бюджета под надуманные образовательные проекты, многие из которых проваливались. Я думаю, что при всех претензиях к ЕГЭ его отмена была бы сейчас пагубной, потому что он поддерживал хоть какую-то форму в образовании. А так - у нас давно имитация образования, "потёмкинские деревни". Что будет дальше? То же, что и раньше. Учителя будут писать отчеты, осваивать какие-то новые технологии, а дети будут предоставлены сами себе и родителям", - считает Марина Балуева.