"Российские потребители во втором квартале 2020 года столкнулись с шоком, которого статистика еще не видела. Пандемия, девальвация, карантин и ничтожные по мировым меркам программы помощи от государства подорвали веру россиян в собственное будущее и перспективы экономики", - отмечает finanz.ru.
При этом в недавней истории России случались кризисы, когда индекс потребительских настроений падал еще ниже - до минус 32% в 2015 году, до минус 35% в 2009 году и даже до минус 45% в 1998-1999 годах. Но скорость ухудшения настроений - практически моментальный обвал индекса на 19% оказалась беспрецедентной за все последние десятилетия. Сейчас хуже чем в России настроения лишь в трех европейских странах - Португалии, Словении и Греции.
"Внезапность нарастания пессимизма потребителей стала ответом на абсолютно неожиданную коронавирусную атаку, сопровождавшуюся введением радикальных ограничительных мер, практически остановивших деятельность множества организаций. Масштабные локдауны не только кардинально изменили тренд развития экономики, но и понизили для значительной части населения их совокупный доход", - сообщают в своем обзоре эксперты Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. По мнению 43% опрошенных за прошедший квартал их материальное положение ухудшилось, и лишь 10% верят, что ситуация начнет выправляться в ближайший год.
Но еще сильнее - на 37% - обвалился индекс изменений в экономике: 74% опрошенных охарактеризовали их как "негативные", более 80% россиян не ждут от будущего ничего хорошего, а в то, что ситуация в экономике станет лучше через год, верят только 18%. До 45% уверены, что экономика продолжит пикировать, а оставшиеся настраиваются на долгий вялотекущий кризис.
Индекс оценки перспектив российской экономики России к июню упал до минус 20%. Это худшее значение за последние 11 лет, отмечает Высшая школа экономики. Оно ниже показателей кризиса 2015-2016 годов - тогда россияне, не успевшие отвыкнуть от нефти по 100 долларов за баррель, еще надеялись на скорое возвращение былого благополучия.
Особенно тревожно то, что наибольший пессимизм демонстрируют люди в возрасте 30-49 лет, - считает директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович, поскольку именно они - основа среднего класса и электоральная база гражданского общества, наиболее производительная и инновационная часть населения, которая более других склонна к предпринимательским рискам и оказывает материальную и другую социальную помощь младшему и старшему поколениям своих семей.
При этом, по словам Георгия Остапковича необходимо учитывать, что Россия в ближайшие пять-восемь лет будет пребывать в "демографической яме", связанной не только с сокращением общей численности населения, но и с его старением и сокращением средневозрастных групп в возрасте 25-50 лет. Если именно эта часть россиян, представляющая большинство среднего класса, будет не только сокращаться, но и снижать свою потребительскую уверенность, в основном в виде падения своих доходов, что с задержкой на год-полтора нанесет серьезный удар по экономике с последующим падением производительности труда и технологическим застоем. Особенно эти проблемы коснутся реального сектора экономики.
Вхождение в топ-5 ведущих экономик мира как национальная цель впервые появилась в указе президента России в 2018 году. И даже в прошлом году глава государства Владимир Путин называл эту задачу "абсолютно решаемой" к 2024 году. Теперь она исчезла из указа о национальных целях развития России до 2030 года. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков говорит, что исчезновение цели вхождения в топ-5 мировых экономик связано с неблагоприятной конъюнктурой, и сейчас требуются корректировки.
При этом каждый второй россиянин, участвовавший в опросе ВЦИОМ, признался, что его не устраивают в той или иной мере жизненные условия его семьи. Почти четверть респондентов заявили, что полностью недовольны своей жизнью.