«Мы не понимаем, что сейчас происходит в Сибири. Это абсолютно новый феномен», - говорит физик Андерс Леверман из Института исследований климатических изменений в Потсдаме. Речь идет о непрекращающейся жаре, которая наблюдается в этом году в Сибири и на Крайнем Севере. С января по май среднемесячная температура выросла на 7 градусов. В городе Верхоянск ситуация еще хуже. В одном из «центров холода» термометр показывал 38 градусов в середине июня. Новое в этом феномене то, что потепление в Сибири наблюдается не две-три недели, а несколько месяцев. Поэтому объяснить это струйными западными течениями нельзя. Андерс Леверман объясняет: «Если постоянно дующие ветра – струйные течения в Северном полушарии – отклоняются на Север, в Арктике становится тепло. Если оно отклоняется на юг, там становится холодно. В феврале 2018 года на Северном полюсе термометр показывал 0 градусов, в то время как в Берлине температура опустилась до минус 10 градусов. Но это продолжалось одну-две недели, и никак не 5 месяцев», - говорит ученый.
Струйные западные течения в Северном полушарии – это полоса постоянно дующих ветров на высоте 10 километров, которые опоясывают Землю между 40-й и 60-й широтой. Они выравнивают разницу между арктическим холодом и высокими температурами юга. Но если температуры изменяются, изменяются и потоки. Уже несколько лет метеорологи и физики наблюдают ослабление этих течений. Они считают, что это связано с нагреванием полюсов планеты. Температуры на Земле становятся более равномерными, сила ветров падает. Вследствие этого погодные условия остаются стабильными на более длительное время. Это привело к тому, что в Сибири климат изменяется намного быстрее.
Вечная мерзлота покрывает половину территории России. Проведенное в 2019 году исследование показывает, что температура почвы в районах вечной мерзлоты уже повысилась на 0,3 градуса. Мерзлота тает, потому что тает снежный покров и льды в Северном Ледовитом океане. Темная поверхность океана быстрее поглощает солнечный свет, атмосфера нагревается и лучше задерживает водяные пары. Водяные пары конденсируются в высоких слоях атмосферы, вследствие чего высвобождается энергия, которая нагревает воздух. Круг замыкается, происходит потепление.
Таяние вечной мерзлоты приводит к попаданию метана в атмосферу, который в десятки раз усиливает парниковый эффект. Гидо Гроссе из центра изучения Заполярья и океанологии имени Гельмгольца уточняет: « На перспективу в 100 лет метан в 34 раза сильнее влияет на климат, чем углекислый газ, на период в 20 лет еще сильнее – в 86 раз.»
Люди и животные почувствовали климатические изменения на собственной шкуре. Уже несколько лет в Якутске дома, построенные на вечной мерзлоте, погружаются в землю. На Ямале олени на пастбищах тонут в болотах. Пастухи говорят, что они не знают, как теперь переходить с зимних на летние пастбища. В Лапландии животные голодают, потому что они не могут копытами разбить образовавшийся лед, под которым растут лишайники – основа жизни северных оленей.Жара и засуха приводит к пожарам. По данным Гринписа, в прошлом году в Сибири выгорели леса на территории в 150 тысяч квадратных километров. Растущий парниковый эффект приводит к экстремальным погодным аномалиям на всей планете. «Одновременно растет число как засух, так и наводнений, как бы абсурдно это ни звучало. Но вспомните, что происходило в 2010 году, когда вся Москва была в дыму из-за горевших вокруг торфяников. Тогда струйный поток просто остановился, и над значительной частью европейской территории России образовалась длительная зона высокого давления - все время светило солнце, не было дождей и начались пожары. В то же самое время над Пакистаном застыла область низкого давления, беспрерывно шли ливни - и началось катастрофическое наводнение, которое в какой-то момент превратило часть этой страны в крупнейшее в мире пресноводное озеро,» говорит Андерс Леверман.
Институт исследований климатических изменений в Потсдаме существует с 1992 года и занимается последствиями климатических изменений на Земле. Анализируя метеоданные, в том числе, исторические, начиная с 1500 года, ученые установили, что самые жаркие лета в Европе были все в новом тысячелетии – в 2002, 2003, 2010, 2016, 2018 годах. Месячные рекорды жары регистрируются сейчас в пять раз чаще, чем в прошлом веке. Ученые предупреждают, что таяние вечной мерзлоты приведет к повреждению экономической инфраструктуры – трубопроводов, дорог, зданий. Однако это не означает, что человечеству нужно отказаться от прогресса. Нужно придумывать новые экономические стратегии, новые технологии. Что важно для России – нужно отказываться от ископаемых энергоносителей. Но наша страна, как и последние 50 лет, продолжает жить на доходы от нефти и газа. На этой неделе в Вене нефтедобывающие страны опять будут решать, на сколько увеличивать добычу.