Posted 8 июля 2020, 08:48
Published 8 июля 2020, 08:48
Modified 7 марта, 14:49
Updated 7 марта, 14:49
Журналисты и простые москвичи, возмущенные параноидальным поведением силовиков, собрались у здания ФСБ, чтобы выразить свой протест против ареста журналиста и советника главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина Ивана Сафронова, пишет NYT. Андрей Солдатов, который сам делает расследования о российских спецслужбах, назвал арест Сафронова и обвинения его в шпионаже «абсолютно новым уровнем репрессий против журналистов». Даже слепо преданные Кремлю люди, как Маргарита Симоньян, главный редактор созданного на деньги государства телеканала РТ, написала в своем твиттер-аккаунте, что "неплохо бы получить разъяснение, работал ли журналист на иностранцев или на иностранные спецслужбы. Разница большая». Журналист NYT понимает волнение телевизионной начальницы, ведь ее сотрудники работают по всему миру, и произошедшее с Иваном Сафроновым иностранные правительства могут использовать как аргумент для задержания ее собственных сотрудников, которых часто обвиняют в распространении пропаганды Кремля.
ВВС цитирует два заявления российских властей. Роскосмос утверждает, что арест бывшего журналиста не связан с его работой советником в их ведомстве. Одновременно журналисты приводят слова кремлевского спикера Дмитрия Пескова о том, что Кремлю известно, что арестован Сафронов не из-за с его журналистской деятельности.
АРД задается вопросом: Если власти официально заявляют, что арест не связан с его расследованиями оружейных сделок в регионы, где идет война, ни с заметками об авариях при испытаниях оружия и техники, и ни с его деятельностью в Роскосмосе – о чем тогда вообще идет речь?
Сара Рейнсфорд из ВВС пишет о чрезвычайной трудности дела. Получить информацию о расследовании шпионских дел крайне тяжело в России. ФСБ привлекает своих экспертов для определения состава государственной тайны, и оспорить их утверждения практически невозможно. Чекисты обвиняют Сафронова в передаче информации о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности. На суде Иван Сафронов не признал своей вины.
Шпигель цитирует Интерфакс: Адвокаты Ивана сообщили, что ФСБ считает, что Сафронова завербовали чешские спецслужбы 8 лет назад. В 2017 году Иван якобы передал им секретную информацию о поставках оружия в Африку и на Ближний Восток. Александр Морозов цитирует донбасские медиа, которые написали, что арест Сафронова – месть силовиков за снос памятника Коневу в Праге. Приказ о сносе памятника отдал староста Праги 6 Ондржей Коларж, по наущению своего отца, бывшего посла Чехии в Москве. Если Иван и встречался с послом, он этого не помнит. Ему было тогда 22 года и он, как и все журналисты, ходил на приемы в разные посольства. Шпигель недоумевает, как Сафронова могли принять на работу в руководство Роскосмоса полтора месяца назад, если, как утверждают спецслужбы, он предатель Родины?
Нью-Йорк Таймс вспоминает о других случаях преследования журналистов. Год назад журналистскому сообществу удалось отбить Ивана Голунова, которому предъявляли фейковые обвинения в хранении и распространении наркотиков. Преследование Светланы Прокопьевой хотя и не завершились арестом, но признанием ее вины.
Все без исключения медиа заявили, что это дело станет долгим и резонансным. Все обещали за ним следить.