Кристина Забирова
2019-ый закончился, а 2020-ый начался для The Economist с обложки, на которой не было традиционных для еженедельника картинок или коллажей: она была стилизована под таблицу нидерландского учёного-офтальмолога Хермана Снеллена, ставшую мировым стандартом для проверки остроты зрения. (На территории бывшего СССР наиболее распространена т.н. Таблица Сивцева)
Только, разумеется, изображён был не просто буквенный винегрет, а некое зашифрованное послание, открытое для трактовок многомиллионной аудиторией читателей.
Еженедельный тираж издания составляет 1 500 000 экземпляров. Одним из рекордов редакции стал успех 2012 года, когда тираж превысил 1 600 000 экземпляров. В Интернете можно найти информацию о том, что каждый номер The Economist прочитывают свыше шести миллионов человек, среди них, разумеется, глобальные игроки: ключевые политики и ведущие бизнесмены разных стран.
В этой закодированной «депеше», приуроченной к наступлению 2020 года, можно было «рассмотреть», к примеру, следующее: Трамп, рецессия, Си (Цзиньпин), климат, Брексит, искусственный интеллект (AI), Токио, Марс, Россия, биоразнообразие, крыса, договор о нераспространении ядерного оружия (NPT) и много чего ещё.
Обложкам издания издавна приписывают конспирологическую подоплёку, их нередко называют «предсказаниями». Для любителей читать между строк и всюду искать тайный смысл здесь настоящее раздолье.
В этом контексте весьма любопытна обложка от 27 июня этого года, надпись на которой гласит: «Следующая катастрофа (и как её пережить)»
Автор иллюстрации – Andrea Ucini. Изображена семья из трёх человек. Родители – и даже кот - в противогазах, а ребёнок, почему-то, только в каске.
Все они сидят на диванчике, а стену позади украшают семь картин, на которых запечатлены, очевидно, эти самые «катастрофы», среди которых есть и ядерный взрыв, и астероид, и вирусы, и извержение вулкана. Также можно разглядеть вспышки на солнце, подводную лодку и изображение свиньи (видимо, отсылка к свиному гриппу).
Настенные часы при этом показывают без двух минут 12, а кроме всего прочего, над «весёлой» семейкой кружат утки. Вероятно, символизируя массовый «излёт» пернатых, в связи с надвигающейся «катастрофой».
Впрочем, обложка The Economist, как всегда, открыта для трактовок.
Не имея регистрации на сайте издания, прочесть можно только вступление.
Статья, иллюстрация из которой попала на июньскую обложку, называется так: «Политики игнорируют далеко идущие риски: им нужно улучшить свою игру»
Далее текст такой:
«Готовность - одна из вещей, для обеспечения которой и необходимы правительства.
В 1993 году это издание посоветовало миру смотреть в небо. В то время знания человечества об астероидах, которые могли поразить Землю, были крайне скудны.
Подобно ядерным войнам и извержениям крупных вулканов, воздействие гигантских астероидов может катастрофически повлиять на климат; если бы один из них таким образом уничтожил урожай по всему миру на несколько лет, это убило бы значительную часть населения планеты.
Вероятность такого происшествия, по общему признанию, была крайне маловероятной. Однако, учитывая подобные последствия, имело смысл изучить и оценить, существуют ли всё-таки такие угрозы, однако, утруждать себя этим никто не захотел.
Удары астероидов были крайним примером сознательного невежества в мире, возможно, но не нетипичным. Маловероятные события колоссального воздействия – это факт жизни. Отдельные люди ищут защиты от них у правительств и, если могут себе это позволить, у страховщиков.
Человечество, по крайней мере, в лице мировых правительств, обнаруживает вместо этого предпочтение игнорировать их до тех пор, пока не будет вынуждено реагировать – даже тогда, когда цена предвидения невелика. Но это называется отказом от ответственности и предательством будущего».
Неужели – это означает, что високосный 2020-ый коронавирусный год готовит нам новые «сюрпризы»?
Но вернёмся к оформлению обложек The Economist.
Корреспондент «Новых Известий» ознакомилась с электронным архивом издания, расположенном на сайте The Economist.
Здесь можно найти номера журнала, начиная с 1997 года. Безусловно, особенно интересно было, какие же обложки за это время влиятельное иностранное СМИ посвятило России.
В общей сложности мне удалось насчитать свыше 30 обложек, так или иначе связанных с нашей страной.
Рассматривая эти творения, даже, если не знать английского языка, можно с лёгкостью удостовериться в том, что «исконные» стереотипы в отношении России на Западе по-прежнему трепетно любимы: медведи, неотёсанные мужики в ватниках, церкви-иконы, кровожадность и бряцание оружием…
Главный персонаж, разумеется, президент Путин. Но сохранилось даже несколько обложек с Ельциным. Любопытно, что нет ни одной обложки с Медведевым, который был президентом России с 2008 по 2012 год. В годы его правления на обложках The Economist публиковали фото Путина.
Предлагаем нашим читателям проследить за эволюцией «русской» обложки The Economist и составить своё мнение о творчестве иностранной редакции и тех смыслах и представлениях, которые западные журналисты вкладывали в эти работы.
Также хочется показать и несколько эффектных обложек "на злобу дня" - за предыдущие годы.