Posted 16 июня 2020, 13:18
Published 16 июня 2020, 13:18
Modified 7 марта, 15:07
Updated 7 марта, 15:07
В итоге Министерство финансов попросило другие ведомства и госкорпорации начать работу над своими финансовыми планами, не дожидаясь утверждения правительством прогноза социально-экономического развития Министерства экономического развития, - отмечает газета "Известия". Об этом говорится в обращении к ним первого заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко. Министерство финансов призвало ориентироваться на последние официальные оценки, сделанные еще в феврале, до обвала мировых цен на нефть и пандемии коронавируса COVID-19. Тогда и Министерство экономического развития прогнозировало цену на нефть в 57 долларов за баррель, а также рост российского ВВП в нынешнем году на 1,7% - необходимость продавать нефть марки Urals в Европу по ценам конца 1980-х годов не снилась чиновникам даже в страшных снах, а средний курс доллара виделся как 65,7 рубля в нынешнем году, 66,5 - 2021 году и 66,9 рубля - в 2022 году.
Свои новые прогнозы Министерство экономического развития впервые представило 20 мая. Они предполагали падение ВВП на 5%, цен на нефть до 30 долларов, реальных располагаемых доходов граждан на 2,8% и бюджетный дефицит в размере 8,5%, или девять триллионов рублей. Правительство не согласилось с такими выводами и предложило доработать прогноз, но и вторую версию, предложенную 2 июня, кабинет министров также не утвердил. В прогноз попросили внести коррективы с учетом плана восстановления экономики объемом в пять триллионов рублей, который премьер-министр Михаил Мишустин представил президенту России Владимиру Путину в тот же день, - отмечает finanz.ru.
Февральские данные, на основании которых призвали строить планы, конечно, безнадежно устарели, и начало процесса подготовки трехлетнего бюджета без утвержденных прогнозных данных Министерства экономического развития - это нестандартная ситуация, - считает экономист "БКС Премьер" Антон Покатович. По его мнению, такой шаг может быть оправдан лишь высоким уровнем неопределенности в отношении масштабов последствий пандемии для экономики.
Впрочем, эксперты предполагают, что и в Министерстве финансов, и в Министерстве экономического развития пришли к определенному согласию, что любые прогнозы уже в конце лета - начале осени все равно придется серьезно пересматривать, и потому нынешнее планирование носит весьма условный характер.
В конце апреля председатель Счетной палаты Алексей Кудрин также допустил, что ВВП России может снизиться, причем на 7–8% в нынешнем году, после чего, пройдя пик кризиса, экономика в стране начнет восстанавливаться и "будет работать нормально". По словам главы Счетной палаты, сильнее всего от кризиса пострадали авиаперевозки, такси, рестораны и сфера услуг. Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов предположил падение ВВП даже до 20%, если ограничительные меры против коронавируса затянутся на полгода.