Сейчас в список системообразующих российских предприятий входит порядка 1,3 тысячи компаний, почти половина из них – в сфере промышленности. Попадание в перечень гарантирует этим компаниям, что в случае кризиса они могут рассчитывать на отсрочки по налогам, на субсидии от государства, на льготные кредиты и прочие госгарантии. Сами предприниматели не хотят обращаться за такой поддержкой потому, что, во-первых, нужно заполнить гору бумаг, во-вторых, на данном этапе не ясно, что государство потребует от них взамен. Источник «Коммерсанта» утверждает, что изначально список создавался для того, чтобы контролировать бизнес, а не помочь ему в кризис.
С момента включения предпринимателей в перечень системообразующих их просто забросали отчетностью. Компании обязали каждые три дня проходить стресс-тесты, по результатам которых они могут заявиться на поддержку, еженедельно и ежемесячно отчитываться перед властями всех уровней по тем важным для государства показателям, которые компания не считает даже в своей внутренней отчетности. Все эти данные компании должны регулярно загружать в государственную информсистему промышленности (ГИСП) Минпромторга, чтобы не вылететь из этого списка. При чем каждое ведомство требует фактически одни и те же данные, но в разной форме отчетности. В результате бизнес практически каждый день заполняет одни и те же бумаги для разных ведомств. Причем некоторые данные, которые запрашивает государство, и вовсе относятся к коммерческой тайне. Компании опасаются, что их отчеты могут слить конкурентам. В итоге все ведет к тому, что компании в настоящее время хотели бы выйти из этого списка, чтобы власти перестали кошмарить бизнес бумажками, но опасаются для себя имиджевых рисков.
К настоящему времени из порядка 1,3 тысячи системообразующих компаний только 139 из них смогли получить льготные кредиты на 130 миллиардов рублей. Заявки на субсидии и отсрочку по налогам подали только 15 компаний, пройти все проверочные этапы удалось только «Аэрофлоту». В предлагаемых мерах фактически нет «невозвратных» преференций, а отсрочки платежей, обязательства по которым все равно придется выполнять, бизнесу не интересны.
Руководитель аудиторско-консалтинговой компании «АИП» Сергей Елин в интервью радио Sputnik пояснил, что такое решение российских предпринимателей связано с тем, что сейчас они несут больше финансовых затрат на то, чтобы заполнить отчеты. «Когда предприниматель рассчитывает получить какую-либо поддержку, он понимает, что придется заполнять документы, которые подтвердят его право на получение такой помощи. Но в данной ситуации произошел явный перекос в сторону бюрократии: затраты на сопровождение всей этой истории выше, чем экономический эффект от мер поддержки. Этим и обосновано желание предпринимателей выйти из числа системообразующих», - сказал он.
Ранее отмечалось, что озвученные беспроцентные кредиты на зарплаты оказались не такими уж и беспроцентными. Нулевая ставка действует только полгода, дальше банки возьмут свои проценты. Снижение страховых взносов для бизнеса с 30% до 15% тоже не сократились в два раза. Сокращение коснулось только той части зарплаты, которая превышает сумму минимального размера оплаты труда. В новом правительственном плане по восстановлению экономики на пять триллионов реальная поддержка малому бизнесу и населению занимает только треть (1,6 триллиона, или 1,5% ВВП), остальные средства уйдут на реализацию нацпроектов, которые и так были заложены в бюджете.