Пытки, ограничение свободы мнений и собраний, домашнее насилие и другие нарушения: ООН приняла доклад российских правозащитников.
Коалиция правозащитных организаций направила в Комитет по правам человека ООН доклад о соблюдении Российской Федерацией Международного пакта о гражданских и политических правах в течение последних пяти лет — с 2015 года.
В подготовке доклада участвовали также Правозащитный центр «Мемориал», «Правовая инициатива», Комитет против пыток, ОВД-инфо, Московская ЛГБТ-инициативная группа «Стимул», Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая», Информационно-аналитический центр «СОВА», Центр защиты прав СМИ, Фонд «Общественный вердикт», Петербургская общественная организация «Гражданский контроль», Российская ЛГБТ-Сеть и Проект правовой помощи трансгендерным людям.
Доклад состоит из 11 разделов, в которых представлена краткая информация по следующим вопросам:
В этих одиннадцати разделах описана реальная ситуация с правами человека и положением отдельных уязвимых групп в России. К каждому из них прилагается список вопросов, которые правозащитники предлагают задать России.
В документе, в частности, отмечается, что из всех рекомендаций, касающихся свободы выражения мнения, которые Комитет сформулировал в 2015 году, выполнена только одна — с 1 августа 2017 года был отменён так называемый «закон о блогерах». Кроме того, с января 2019 года был сужен состав ст. 282 Уголовного кодекса, криминализующей возбуждение ненависти или вражды в отношении определённой группы. Все остальные законы, включая уголовную ответственность за клевету; закон, чрезвычайно расширяющий понятие «государственной измены»; закон об «оскорблении чувств верующих» и закон, вводящий уголовную ответственность за искажение роли Советского Союза во Второй мировой войне, продолжают действовать.
Более того, с 2015 года был принят целый ряд новых законов, ограничивающих свободу выражения мнения и допускающих возможность чрезвычайно широкого толкования. Среди них: часть 1.1 статьи 212 УК, криминализующая «склонение, вербовку или иное вовлечение лица» к организации массовых беспорядков; законы о связи и интернете, обязывающие операторов связи и интернет-операторов хранить информацию о действиях пользователей; закон об оскорблении власти; закон о фейк-ньюс. Власти также стремятся ограничить иностранное владение средствами массовой информации и заклеймить иностранные СМИ, работающие в России, ярлыком «иностранный агент».
В разделе «Борьба с экстремизмом» выражаются опасения по поводу всё более широкого распространения преследования по ст. 205.2 УК (пропаганда или оправдание терроризма). Особое опасение вызывает применение этой статьи к высказываниям, определённо не оправдывающим терроризм: в отдельных случаях к уголовной ответственности привлекают даже за обсуждение проблемы терроризма как таковой. Необоснованные приговоры по-прежнему выносятся и по другим статьям УК, наказывающим за публичные высказывания, в том числе — в связи с мирными и даже несерьёзными сепаратистскими высказываниями. Резко расширилось применение антиэкстремистских административных санкций.
Отмечается также, что ситуация со свободой мирных собраний остаётся сложной. Продолжаются массовые задержания, уголовное и административное преследование организаторов и участников акций. Кроме того, ограничивается распространение информации о несогласованных акциях, а процедура согласования остаётся несбалансированной и непропорционально сложной. Сотрудники полиции непропорционально применяют силу при задержании демонстрантов.
Озабоченность правозащитных организаций вызывает также непропорциональное ограничение прав человека в условиях пандемии COVID-19. Среди прочего, отмечается полная информационная изоляция пенитенциарных учреждений и рост числа случаев домашнего насилия. Описываются также ограничительные меры, коснувшиеся системы правосудия, и запрет проведения публичных мероприятий. Отмечается, что этот запрет совпал с конституционной реформой, в результате чего была существенно затруднена публичная дискуссия на эту тему. Ещё два раздела посвящены проблемам труда в местах принудительного содержания и свободе ассоциаций, в том числе законам об «иностранных агентах» и о «нежелательных организациях».
Сообщение подготовлено при участии 12 общественных организаций, а именно: Текст доклада на английском языке принят Комитетом по правам человека ООН, с русской версией вы можете ознакомиться на сайте "Мемориала".