По мере того как ведущие биотехнологические компании мира сообщают о своих успехах в работе над созданием вакцины от коронавируса, богатые страны спешат разместить предварительные заказы – все понимают, что первые поставки неизбежно будут ограниченными. Естественно желание правительств обеспечить своим гражданам иммунизацию, однако возникает вопрос, получат ли вакцину до окончания пандемии жители развивающихся стран. Об этой проблеме пишет AP.
Ирина Зиганшина
Недавно ООН, Международный Красный Крест и ряд других организаций заявили о том, что моральным императивом должен стать всеобщий доступ к «народной вакцине». Заявление громкое, но существует ли стратегия, которая поможет справедливому распределению вакцин?
Выступая в начале июня на саммите по вакцинам, где рассматривался вопрос их будущего распределения, президент Ганы Нана Акуфо-Аддо сказал: «Глобальное распространение COVID-19 недвусмысленно показало, что болезнь не знает границ и ни одна страна не может позволить себе пройти ее в одиночку. Только народная вакцина может защитить все человечество от вируса».
Официально сейчас на ранних стадиях клинических испытаний находится около десятка потенциальных вакцин. Если испытания продолжатся успешно, некоторые из них смогут перейти на окончательные фазы исследований в конце года. Однако маловероятно, что они получат лицензии раньше начала 2021 года. Тем не менее многие богатые страны уже заказали некоторые из этих экспериментальных вакцин и ожидают поставок еще до того, как они получат одобрение соответствующих органов.
Великобритания и США, например, вложили миллионы долларов в работу над вакциной, над которой трудятся Оксфордский университет и англо-шведский фармацевтический гигант Astra Zeneca. Естественно, ожидается, что именно эти страны получат приоритет в поставках. Британское правительство уже заявило, что, если вакцина окажется эффективной, первые 30 миллионов доз будут выделены британцам. Astra Zeneca также подписала соглашение о поставке по меньшей мере 300 миллионов доз в США, причем первые партии должны быть поставлены уже в октябре. Чиновники администрации Трампа на этой неделе сообщили, что будет создана многоуровневая система, определяющая, кому достанутся первые дозы. Евросоюз также не остался в стороне.
Все та же компания Astra Zeneca заключила сделку с группой стран, включающей Германию, Францию, Италию и Нидерланды, гарантируя поставку 400 миллионов доз к концу года.
Предпринимаются усилия для того, чтобы развивающиеся страны также не остались с пустыми руками. Так, существует «предварительное рыночное обязательство», направленное Глобальным альянсом по вакцинам и иммунизации (GAVI) – организацией, которая помогает сделать доступной вакцинацию в бедных странах.GAVI и ее партнеры заключили с AstraZeneca сделку на 750 миллионов долларов, с тем чтобы к концу этого года получить 400 миллионов доз вакцины. Англо-шведская компания также согласилась предоставить Индийскому институту сывороток лицензию на свою вакцину для производства 1 миллиарда доз.
Гендиректор Astra Zeneca Паскаль Сорио пообещал во время пандемии сделать вакцину доступной без какой-либо прибыли. Похожая политика у Johnson&Johnson, которая также работает над своей вакциной: компания планирует предоставлять коронавирусную прививку для бедных стран по некоммерческой цене.
ВОЗ призвала к созданию «патентного пула» в связи с COVID-19, предполагающего, что права интеллектуальной собственности не будут жестко закреплены, и фармкомпании всего мира смогут свободно обмениваться базой данных и техническими знаниями. Многие страны, включая Австралию, Бразилию, Канаду и Германию, уже начали пересматривать свои лицензионные законы, чтобы позволить в случае острой необходимости приостановить действие прав интеллектуальной собственности.
Однако фармацевтическая промышленность отнеслась к этой инициативе без энтузиазма. Руководители Pfizer и некоторых других крупных производителей лекарств сообщили, что выступают против приостановки патентных прав на потенциальные вакцины COVID-19. Это может означать, что вакцина, которая, возможно, необходима каждой стране на планете, дойдет не до всех. Прецеденты в истории уже были: чтобы лекарства от СПИДа достигли беднейшие страны, потребовалось 10 лет.
Сейчас ВОЗ разрабатывает правила, по которым будут распределяться коронавирусные вакцины, однако это руководство не будет иметь обязательной силы. Остаётся надеяться, что власти стран сумеют договориться и прийти к консенсусу – иначе неравенство будет неизбежным.