По мере того как страны мира ослабляют карантинные меры, выбросы парниковых газов, резко снизившиеся на пике пандемии, вновь возвращаются к доковидным уровням. Эксперты выражают сомнения в том, что мир готов взять глобальное потепление под контроль. Об этом пишут New York Times и The Guardian.
Ирина Зиганшина
В начале апреля, когда люди во всем мире вынужденно сидели по домам,ежедневные выбросы ископаемого топлива во всем мире были примерно на 17% ниже, чем год назад. Такие цифры приводят авторы исследования в журнале Nature Climate Change. Заводы простаивали, авиакомпании отменяли рейсы, все, кто мог, работали на удаленке. Однако к середине июня, когда ограничения стали ослабевать, выбросы оказались всего на 5% ниже среднего показателя 2019 года. А выбросы в Китае, на долю которых приходится четверть мирового загрязнения углекислым газом, похоже, вернулись к доковидному уровню.
Темпы возвращения к уровням загрязнений удивили даже ученых, проводивших исследование. Хотя понять это можно: все теавтомобили, электростанции и промышленные предприятия, которые существовали до пандемии, никуда не делись. На пике пандемии транспортный поток в Европе и СШАсократился примерно наполовину, и это обусловило быстрое уменьшение выбросов. Но сейчас легковые и грузовые автомобили постепенно возвращаются на дороги. Многие люди продолжают работать из дома, но при этом избегают общественного транспорта из-за страха заразиться и потому чаще садятся за руль.
В США, согласно подсчетам, после резкого снижения веснойспрос на электроэнергию уже приблизился к уровню 2019 года, и причина не в том, что восстановилась экономика, а, скорее, в том, что летом включают кондиционеры, и сейчас, когда многие сидят дома, это происходит гораздо активнее, чем прежде.
Даже если глобальные выбросы ископаемого топлива в течение 2020 года будут на 4-7% ниже, чем в 2019 году, – что вполне вероятно, по подсчетам экспертов, этого окажется недостаточно для остановки глобального потепления. Такого падения не было со времен Второй мировой войны, однако выбросы необходимо снизить почти до нуля.
Как считают эксперты в области климата, ситуация сильно зависит от стимулирующих мер, которые принимают правительства стран, стремясь оживить свою экономику. Чтобы предотвратить возврат к использованию ископаемого топлива в прежних масштабах, необходимо инвестировать в более чистые источники энергии. Однако планы трех крупнейших производителей парниковых газов неоднозначны.
Евросоюз в мае предложил пакет мер по восстановлению экономики на сумму 826 миллиардов долларов, который предполагаетотказ от ископаемого топлива благодаря расширениюсолнечной и ветроэнергетики и инвестиции в более чистые виды топлива, такие как водород.
Политика Китая противоречивее: наряду с инициативами по расширению парка электромобилей в стране собираются строить новые угольные электростанции.
Что касается США, то администрация Трампа во время вспышки закрыла глаза на экологические нормы и правила.
Отдельные города пытаются своими силами уменьшить транспортные потоки. Париж и Милан добавляют новые велосипедные дорожки. Лондон увеличил плату за въезд в город на автомобиле в часы пик. Власти Берлина рассматривают вопрос о том, чтобы пересадить горожан с автомобилей, обязав их покупать автобусные проездные.
Но эти отдельные инициативы не влияют на общую ситуацию. Мир борется за восстановление экономики, и вопрос сохранения окружающей среды отошел на второй план.
При этом, как считает один из ведущих мировых экспертов в области энергетики, исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль, промедление недопустимо. «Этот год – последний, если мы не хотим увидеть возвращение уровня выбросов, – говорит Бироль. – Следующие три года определят ход следующих 30 лет. Если выбросы восстановятся, трудно предположить, каким образом удастся снизить их в будущем».
В докладе, который опубликовал в четверг МЭА, изложен глобальный план «зеленого» восстановления. Главные пункты – развитие ветро- и солнечной энергетики, повышение энергоэффективности зданий и отраслей промышленности, а также модернизация электросетей.
Экспертов тревожит, что, несмотря на слова – например, все того же ЕС, который пообещал сделать «зеленые» инициативы центральным элементом восстановления экономики, – деньги, потраченные до сих пор, как правило, поддерживают высокоуглеродные отрасли.
Так, по подсчетам, как минимум 33 миллиарда долларов были направлены для помощи авиакомпаниям, при этом почти никаких «зеленых» изменений в авиаперевозках не предполагалось. 509 миллиардов долларов во всем мире предполагается влить в высокоуглеродистые отрасли без каких-либо требований к производителям сократить свое производство углерода. При этом лишь около 12,3 миллиардов долларов должны были пойти на низкоуглеродные отрасли, а еще18,5 миллиардов – на высокоуглеродные отрасли при условии достижения ими климатических целей.
Такая политика имела оправдание в начале пандемии, когда необходимо было быстро восстановить экономику. Однако и сейчас власти по-прежнему нацелены на высокоуглеродные инвестиции, считают в МЭА.