Среднеуральский женский монастырь расположен в 10 километрах от Екатеринбурга. Вернувшись туда, отец Сергий сверг его настоятельницу и выгнал оттуда представителей Екатеринбургской епархии, а также неугодных ему журналистов. К охране монастыря привлекли казаков - они пропускают на территорию только паломников и ходят патрулями по периметру. То, что монастырь вышел из-под контроля, уже признали в Екатеринбургской епархии.
Отцу Сергию запретили служение после занятой им позиции по коронавирусной инфекции. Он призывал к неподчинению церковному руководству и властям. Схиигумен проклял тех, кто закрывает храмы во время эпидемии коронавируса, предупредил о создании "электронного лагеря сатаны". Центр "Э" нашел в этой проповеди признаки экстремизма". На первом заседании епархиального суда священник сказал, что патриарх предал веру соблюдением норм Роспотребнадзора, и покинул зал заседания.
Сегодня сотрудники полиции города Верхняя Пышма Свердловской области получили уведомление, что на территории монастыря возможно нарушение общественного порядка. Туда прибыли сотрудники полиции, которые опросили представителей монастыря, сотрудников охраны. В результате проверочных мероприятий информация о нарушении общественного порядка не нашла своего подтверждения, - рассказал в интервью изданию "Подъём" начальник пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых. Сам священник заявил полицейским, что он и насельники "среди деревьев общественного порядка не нарушали".
Схиигумен заявил, что единственный способ прогнать его из Среднеуральского женского монастыря - взять обитель штурмом. Об этом говорится в его видеообращении к митрополиту Кириллу Екатеринбургскому и Верхотурскому, - отмечает телеканал "Дождь". По словам священника, РПЦ "не может освободиться от страха за свою плоть", а священный синод и патриарх Кирилл "позорят церковь". Сейчас сторонники отца Сергия все так же охраняют вход в монастырь и не пускают туда тех, кто им неугоден. В монастырь продолжают прибывать десятки паломников, которые поддерживают его, - сообщает lenta.ru.
Доктор исторических наук, историк русской церкви Сергей Бычков сравнивает нынешнюю ситуацию с историей вокруг епископа Анадырского и Чукотского Диомида, который в 2007 - 2008 годах выступал против руководства РПЦ и патриарха Алексия Второго:
- Он митинговал, агитировал, обличал. Было предпринято несколько увещеваний. В Анадырь был направлен епископ Сергиево-Посадский Феогност с двумя старцами из Троице-Сергиевой Лавры, потому что Диомид до рукоположения в епископы был насельником этого монастыря. Поездка на Чукотку Феогноста со старцами стала последней попыткой увещевания. К сожалению, это не принесло результата. Диомид упёрся, говорил, что церковь погрязла в грехах. В результате он был запрещён к священнослужению.
Сегодня бывший епископ Диомид прекратил активную деятельность, уехал на Украину, где живет как частный гражданин Сергей Дзюбан. А на территории России действует несколько небольших иерархий, происходящих от того раскола.
- Что касается Сергия Романова, то это история безобразная. Он был милиционером, убил человека и отсидел в заключении тринадцать лет, - говорит Сергей Бычков. - Согласно канонам православной церкви человек, который совершил убийство ни в коем случае не может быть священником. Никогда, ни при каких обстоятельствах! Он может быть только простым монахом. То, что этот человек был рукоположен, стал духовником известных лиц – той же Натальи Поклонской, не вписывается ни в какие рамки, и действительно говорит о том, что в церкви тяжелейший кризис.
При этом по силе харизмы Сергей Бычков оценивает Сергия Романова как куда более влиятельного, чем Диомид и опасается, что его сторонники могут начать даже вооруженное сопротивление.