11 июня в России стартовала избирательная кампания, выборы пройдут в единый день голосования – 13 сентября. Будут доизбраны 4 депутата ГД, 18 губернаторов (еще двое – назначены), в 11 субъектах изберут законодательные собрания, а в 22 региональных столицах изберут горсоветы.
Политолог Илья Гращенков сделал в своем блоге предварительный прогноз на предстоящее событие:
«Основные вызовы для власти.
Во-первых, общее падение рейтинга, в частности партии «Единая Россия». Хотя по данным социологов, ее рейтинг удерживается на стандартной отметке в 33-34%. Но по неофициальным данным, в некоторых регионах падение серьезное – до 20-25%, а кое-где даже ниже 15%. Соразмерно потерям ЕР, растут рейтинги КПРФ и ЛДПР.
Во-вторых, фактически «двойное» голосование, 1 июля – за поправки в Конституцию, а 13 сентября – обычные выборы. Двойная мобилизация требующая ресурсов, может плохо повлиять на настроение электората, а также создает риски для роста протеста.
В-третьих, снижение влияния федеральной повестки и даже негатив по отношению к Москве. Тема противостояния с Украиной и США снижает свою актуальность, на фоне внутренних проблем с коронакризисом, а новой генеральной «смысловой линии» пока нет.
В-четвертых, проблема с финансированием. Нет «больших денег» из Москвы, которые обычно заливались под выборы – в объекты инфраструктуры, социалку и т.д. Так же можно отметить невысокие бюджеты самих избирательных кампаний и как следствие – падение качества технологической работы. Среди них: снижение роли «полевых структур» и ставка на работу комиссий, скучные АПМ, формализм при работе со СМИ и соцсетями и т.д. В-пятых, общее снижение интереса к выборам как к конкурентной региональной политике.
Поэтому, в отличие от 2019 года, когда власти удалось избежать казусов 2018 года (с избранием на волне протеста нескольких оппозиционных губернаторов-техников), за счет федеральных вливаний и технологической работы (прежде всего, зачистке поля и мобилизации провластной части электората) ЕДГ-2020 выглядит менее предсказуемым.
С одной стороны, потеря интереса со стороны электората позволяет «сушить явку», а та же зачистка – избавиться от наиболее сильных конкурентов (вроде Левченко в Иркутской области), а с другой, нарастающее недовольство населения (падение социально-экономических показателей) и местных элит (конфликты с врио, отсутствие ориентиров), могут создать т.н. «турбулентности», непредвиденные ситуации схожие с казусами 2018 года.
К тому же, пока мало кто может прогнозировать, как ситуация изменится к началу осени, после голосования по поправкам и возможной «второй волне» коронавируса (а значит и новым всплеском безработицы).
Так что в целом ЕДГ-2020 остается фактором риска, чересчур много «черных лебедей», которые могут традиционно выйти на сцену в августе...»