Анжелика Дин
Мне довелось брать интервью у народного артиста СССР Алексея Баталова и народной артистки России Людмилы Ивановой незадолго до их уходов, в которых они с горечью говорили об исчезновении даже понятия интеллигенции из нашей жизни. Алексей Баталов на мой вопрос: «Кто такой настоящий интеллигент?» (15 июня день памяти артиста и педагога), не без иронии сказал: «Мы можем нарваться на большой скандал, если будем всерьез говорить об интеллигенции. Нет ее. Исчезла».
Замечу, что на панихиде прощания с Алексеем Баталовым ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий рассказал историю о том, как «он в качестве руководителя Дома актера предлагал материальную помощь Алексею Баталову, но он от нее отказался со словами: «Пожалуйста, никогда не говорите со мной о деньгах. Я не нуждаюсь. Многим людям сегодня гораздо труднее, чем мне».
Он говорил это как представитель российской интеллигенции. Сегодня артисты не стесняются говорить о деньгах, жаловаться на якобы трудное материальное положение и открыто собирать деньги для разных целей. Деньги стали главным фактором нашей реальности, и артисты не только ставят их во главу угла, но и хвастаются высокими гонорарами .
Актриса и педагог Людмила Иванова играла в «Современнике» со дня его основания (однокурсница Галины Волчек). В нашем с ней интервью, опубликованной в 2016 году в «Вечерней Москве», Людмила Иванова говорила о главной черте легендарного «Современника» - «интеллигенции»:
- Изначально дух «Современника» - дух московской интеллигенции. Наш лидер – Олег Николаевич Ефремов был очень интеллигентным человеком, - рассказывала Людмила Иванова.
В своей книге «Мой Современник» Людмила Иванова на примере Олега Ефремова объясняет – что такое интеллигентный человек. Людмила Ивановна начала свой рассказ со сравнения с его сыном Михаилом Ефремовым, которого в нашем интервью тоже причислила к «интеллигентным людям»:
- И когда говоришь «Ефремов», молодые сразу представляют Михаила Ефремова, его сына, тоже замечательного актера. Но я хочу рассказать именно об Олеге Ефремове.
Главное качество Олега Николаевича - умение сочувствовать и искать возможности разрешения конфликтов. Я не дружила с ним в детстве, но уверена, что в нем всегда превалировало благородное начало. Он часто нам повторял слова Радищева: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Я думаю, это волновало его всегда.
Он, конечно, выпивал, курил, был влюбчив, хотя последнее к недостаткам не отнесешь.
Он был победителем по характеру. Победителем! - так начинается книга «Мой Современник».
Театр «Современник» создавался вместе с поэтами, художниками, музыкантами:
- На наших вечерах играл Святослав Рихтер, позднее пела Камбурова. Читали стихи Вознесенский, Евтушенко, Бродский, Рождественский, Ахмадулина. Мы подружились с композитором Микаэлом Таривердиевым, к нам приходил скульптор Эрнст Неизвестный. В шестидесятые годы художники были в чести, мы все ходили на выставки, в мастерские – например, к Илье Кабакову, - вспоминает Людмила Иванова.
Актеры «Современника» на свои деньги покупали чай, сладости для этих вечеров. Они не устраивали роскошных банкетов за счет государственных средств театра, как это сегодня делают многие столичные театры. Деньги вообще не имели значения для труппы «Современника». Сегодня этот театр – один из самых дорогих в Москве и высокооплачиваемых. Это уже другая тема, хотя…?
Спектакль «Амстердам», где Михаил Ефремов играет главную роль, один из самых дорогих. Цена на билеты достигает 20 тысяч рублей. Замечу, что постановка Сергея Газарова – далеко не шедевр. Да, со звездами, да, с юмором на грани фола, да, с пикантными сценами (Ефремов в трусах и Алена Бабенко в прозрачном пеньюаре), но она абсолютно коммерческая и антрепризная. Ни о какой интеллигенции в «Амстердаме» не может быть и речи.
Конечно, дух интеллигенции искоренялся не за год, не за пять, а десятилетиями. Возможно, вымирание интеллигенции началось с окончания «хрущевской оттепели». Напомню, что «Современник» родился в 1956 году. Друг Современника Евгений Евтушенко в 60-е годы, когда оттепель уже закончилась, написал стихотворение: «Интеллигенция поет блатные песни»
Интеллигенция поет блатные песни,
она поет не песни Красной Пресни,
Дает под водку и сухие вина
Про ту же Мурку и про Енту и раввина.
Поют под шашлыки и под сосиски,
Поют врачи, артисты и артистки.
Поют в Пахре писатели на даче,
поют геологи и атомщики даже.
Поют, как будто общий уговор у них или как будто все из уголовников…
С тех пор, когда я был еще молоденький,
я не любил всегда фольклор ворья,
и революционная мелодия – мелодия ведущая моя.
И я хочу без всякого расчета,
чтобы всегда алело высоко от революционной песни
что-то в стихе простом и крепком, как древко.