Журналист и общественный деятель Ольга Романова поделилась в своем блоге очередным любопытным свидетельством вопиющей разницы в отношениях к людям в России и в цивилизованных странах:
«Я всё чаще сталкиваюсь с тем, что в моей профессиональной жизни я не могу объяснить иностранным коллегам примерно ничего. Нужно начинать примерно с крещения Руси, чтобы объяснить простые, как казалось в России, вещи. Мы были в датских тюрьмах с "Русью Сидящей", и с нами была Светлана Бахмина. Разговаривали с тюремным доктором. Светлана спрашивает:
- У вас беременных сажают?
- Сажают.
- А дети потом с матерями в тюрьмах остаются?
- Да.
- А когда они подрастают, детей отдают в тюремные детские дома?
- Куда?
- В дома малютки, в детские дома?
- А что это, а зачем?
Долго объясняем, что это и зачем. Приходит к доктору понимание.
- Теперь я понял. Россия - очень богатая страна. Вы можете себе позволить строить отдельные дома, отапливать их, электричество подводить, содержать отдельный штат и всякую бухгалтерию. Дания - бедная страна, мы не можем себе такого позволить. У нас вместо этого такси.
- ??????
Дальше долго объясняет доктор. Если в тюрьме есть женщина с более или менее подросшим ребенком (обычно таких женщин несколько, их содержат компактно), то к тюрьме каждое утро приезжает такси, забирает детей и развозит их по детским садам в зависимости от возраста. Там они вместе с "вольными" детьми, разницы нет. А ранним вечером такси забирает их назад. Так не теряется ни связь со сверстниками, педагогами и свободой, ни связь с матерью. Заодно там доктора, психологи и всё такое.
Мда. Действительно: зачем дома-то и разлука с матерью?
Вот и сейчас тоже. Вчера пыталась рассказать немецким коллегам про информационные терминалы в наших зонах - их давно поставили, они не работают, но теоретически оттуда можно было бы узнать про вакансии, всякие биржи труда и прочее под возвращение.
Они долго соображают про информационные терминалы, потом спрашивают: а зачем это? Это дорого и неэффективно, есть же компьютеры, телефоны, там ведь можно всё это посмотреть. Человеку не надо учиться пользоваться информационными - как вы их называете? - терминалами, это же бессмысленно. Да, я в курсе.
Сегодня мне бы надо объяснить коллегам про "Родную связь". Про то, что свидания в тюрьмах из-за короны запрещены, но есть проблемы с доступом к видеотерминалам и вообще к связи. Да, здесь тоже свидания запрещены, почти везде так в мире.
Но я ничего не смогу объяснить про видеотерминалы людям, которые знают, что есть скайп, зум, вацап и прочие давно изобретенные человечеством простые способы видеосвязи. Может, сразу с коррупции начать и с откатов на всякие там никому не нужные терминалы?
С другой стороны, всё ж надо не с коррупции начинать. С чего-то более углубленного и укорененного. До печенегов.
Ну вот как объяснить, что тюремные интернет-магазины и компании, их снабжающие, напрямую связанные со ФСИН, называются АУЕ.ру? И как мне перевести это АУЕ? Арестантский уклад един? Это всё равно, если бы в Италии тюремщики назвали бы свой магазин "Да здравствует бессмертная мафия", а в Японии "Поддержим якудзу трудовой йеной"...
***
На фото открытая несколько лет назад в Дании тюрьма Сторстрем, напоминающая больше санаторий, чем пенитенциарное учреждение! Ее уже называют «самой гуманной тюрьмой». Просторные помещения, большие окна, современное оборудование - здесь есть все, чтобы заключенные чувствовали себя комфортно. Как утверждают архитекторы, создавшие проект, они постарались сделать все возможное, чтобы пребывание в тюрьме снижало риск рецидивов у преступников.