Апелляционный суд Гааги – государственный институт, чьи решения имеют далеко идущие последствия. А вот Постоянная Палата третейского суда, где еще шесть лет назад рассматривали дело, таким институтом не является. Это - всего-навсего список людей, из которых стороны спора выбирают арбитров, учреждая таким образом суд. Бизнесмены используют этот механизм для решения своих коммерческих противоречий. Главное условие: каждая из сторон признаёт полномочия суда. Россия эти полномочия добровольно признала. Точнее, от её имени это сделали нанятые правительством международные юридические компании Cleary Gottlieb Steen & Hamilton (CGSH) и Baker Botts.
О том, что Россия планирует уже во второй раз обжаловать решение суда Гааги о взыскании в пользу бывших акционеров ЮКОСа теперь уже 57 миллиардов долларов, сообщило российское министерство юстиции. Ведомство назвало выводы гаагского суда "неправомерными и необоснованными".
"Российская Федерация подала в Верховный суд Нидерландов кассационную жалобу, в которой требует отмены решения Апелляционного суда Гааги по иску мажоритарных акционеров бывшей НК "ЮКОС", обязывающего Россию выплатить 57 миллиардов долларов в качестве возмещения якобы нанесенного им ущерба", - цитирует сообщение пресс-службы министерства юстиции газета "КоммерсантЪ". Стоит отметить, что изначально Group Menatep Limited (GML) требовала от России компенсаций в размере 114 миллиардов долларов за экспроприацию активов нефтяной компании ЮКОС, и Третейский суд в Гааге уменьшил их масштаб вдвое.
В кассационной жалобе тем не менее говорится, что суд Гааги "пренебрег многочисленными фактами нарушения истцами антикоррупционного и "антиотмывочного" регулирования", а бывшими владельцами ЮКОСа "были допущены систематическое уклонение от уплаты налогов, нелегальный вывод активов за рубеж, отмывание денежных средств и прочие противоправные действия", а это означает что истцы не могут быть признаны добросовестными инвесторами в смысле Договора к энергетической хартии, на который они ссылаются.
Также в министерстве юстиции отмечают, что компании-истцы "ввели арбитров в заблуждение относительно конечных бенефициаров трех подставных компаний, подавших иски против России", а гаагский суд проигнорировал "отсутствие недвусмысленного согласия России на арбитражное разбирательство по иску". Также российское министерство юстиции напомнило о позиции Европейского суда по правам человека, который ранее не раз отвергал обвинения в адрес России в "политической мотивации" и "репрессивном характере" предпринятых в отношении компании ЮКОС налоговых мер.