Алексей Карабаев, председатель коллегии адвокатов «Karabaev Legal Group»:
Мы оказываем юридические услуги предпринимателям. Занимаемся арбитражными спорами и юридическим сопровождением бизнеса – мои сотрудники осуществляют юридическую деятельность организаций клиентов.
Наша коллегия продолжает работать весь период режима самоизоляции. И за эти два месяца прояснилась достаточно грустная картина.
Во-первых, приостановлена работа судов. Сейчас суды рассматривают только дела, связанные с избранием или продлением меры пресечения. Но это – уголовное производство. Что же касается гражданских процессов, арбитражный судов, к которым мы имеем непосредственное отношение, то сейчас они вообще не проводятся, все на паузе. Взыскать задолженность с недобросовестного предпринимателя невозможно. Даже, если на руках уже имеется исполнительный лист, сделать ничего нельзя. Вся судебная система встала на паузу. Известно, что некоторые бизнесмены выплачивают долги только в случае принуждения. Добросовестные предприниматели не могут вернуть свои деньги.
Основная часть нашей деятельности – сопровождение бизнеса. Мы подготавливаем договоры, составляем иные документы необходимые в деятельности организации, взаимодействуем с налоговыми и правоохранительными органами от имени наших клиентов, представляем интересы в судах. Когда ввели режим повышенной готовности к чрезвычайной ситуации, многие бизнесмены, услышав поручения президента о помощи бизнеса, начали просить нас о помощи в оптимизации налогов, получении государственной денежной поддержки. Вроде бы декларируются налоговые каникулы, кредитные каникулы. Но по факту ничего не происходит.
Я обслуживаю крупную строительную, известную рекламную компанию, фирму, которая оказывает складские услуги. Мы начали готовить документы в налоговые органы и поняли, что никаких отсрочек по налогам нет. Президент сказал – налоговые каникулы на полгода. Основные суммы налога – это налог НДС, но его как платили, так и будут платить. У некоторых компаний этот налог составляет до 50% суммы всех налогов.
Когда мы стали разговаривать с налоговиками, они потребовали от нас документальных доказательств того, что за период самоизоляции у клиента упали доходы. Необходима куча справок, чтобы получить поблажки.
Казалось бы, до 1 июня запрещены все проверки. Да, действительно, новые проверки не инициируются, но старые никто не приостанавливал. Все камеральные и выездные проверки, которые были начаты, продолжаются. Люди обязаны платить за этот период НДС, но не уплатили, потому что банально нет денег. Я задавал вопрос налоговым инспекторам и услышал в ответ: как только дадут отмашку, все грехи будут припомнены. Кроме невыплаченной суммы налога к ней добавятся штрафы и пенни. Всё будет истребовано в принудительном порядке.
Очевидно, что необходимо наполнять Госбюджет. Доходы от продажи углеводородов резко упали, вся нагрузка ляжет на бизнес. Поэтому никаких налоговых поблажек, с моей точки зрения, ожидать не приходится.
- Как на вашей компании отражается режим самоизоляции и приостановка работы клиентов?
- Мы – микрокомпания. У нас в штате работает всего пять сотрудников. В периоды большого наплыва клиентов мы привлекали временных сотрудников и заключали с ними договоры на сдельную работу.
До начала кризиса у меня было шесть постоянных клиентов, которые были на абонентском обслуживании. Один из постоянных потребителей наших услуг – санаторий. Начался сезон, но они закрыты. Им запрещено принимать отдыхающих. Соответственно, они не могут нам платить. Осталось три организации, которые могут работать удалённо. Если бы их не было, мы потеряли бы 100% своих доходов. К счастью, наш арендодатель пошёл навстречу и сделал скидку в 50%. Но это только отсрочка до 1 октября по арендной плате, потом все обязаны будут выплатить оставшиеся 50% за этот период. То есть, долги накапливаются. В результате, даже арендная скидка осложняет ситуацию. Многие, прикинув перспективы, примут решение о закрытии. В настоящий момент мало арендодателей, которые предоставляют скидку без уплаты в дальнейшем оставшейся задолженности.
- Какие вы видите перспективы для своего бизнеса?
- Придётся искать клиентов. Когда возобновится работа судов, мы будем заканчивать старые дела. А дальше надо что-то придумывать. Конечно, потребность в юридических услугах будет. Но очевидно, что стоимость нашей работы станет ниже. Уже сегодня я сделал скидку тем, кто находится у нас на абонентском обслуживании. А компании, которые могут оплачивать нашу работу получают за прежнюю сумму больший объём услуг.
- Есть ли у вас подушка безопасности?
- Понимая, в каком государстве мы живём, я на два-три месяца всегда имел необходимую сумму. Но два месяца уже прошло. Мне пришлось сократить зарплату сотрудникам. До кризиса они зарабатывали от 50 до 100 тысяч рублей в месяц. Пока всё на паузе зарплаты составляют не более 50 тысяч.