Пугающие фотографии того, как выглядит Москва-река в период весеннего половодья, опубликовал политолог Сергей Медведев:
«Это не иссохшие арыки у Арала, это Москва-река выше Звенигорода. Уровень опустился на 1-1,5м, всюду открылось дно. Река тихо умирает. В Европе тоже небывало обмелели реки, сначала зимой не было снега, а весной полтора месяца не было осадков во многих регионах. Ждут неурожайный год...»
Правда один из его читателей, Александр Жуков разъяснил, что «уровень воды в Москве-реке регулируется сбросом с Истринского, Можайского, Рузского и Озернинского водохранилищ. Эта река сама не мелеет, она зарегулирована плотинами ниже Москвы и водохранилищами выше Москвы. Это творчество человека, которому что то нужно спланировать. Может в водохранилищах мало воды из за бесснежной воды и ее экономят. Но в Рузском водохранилище, например, уровень воды зимой и ранней весной был стандартным...»
Однако легче от этого объяснения не становится. Дело в том, что еще в начале апреля эксперты канала «Грузопоток» объявили о том, что мировой рынок зерна ожидает дефицит и ажиотажный спрос. За вторую половину марта фьючерсы на пшеницу на Чикагской товарной бирже выросли на 15%. И это общемировой тренд: майская французская пшеница завершила торги бурным ростом.
Ключевыми являются два фактора. Погода. Трейдеров беспокоят признаки прогрессирующей засухи в ряде регионов Европы и Причерноморья, в США заморозки грозят накрыть аграрные районы Великой американской равнины. И, естественно, пандемия коронавируса, с которой совершенно непонятно, чем и когда это всё закончится.
В результате страны-импортеры стремятся максимально пополнить свои зернохранилища, страхуясь от возможных рисков, а биржевые котировки идут вверх.
В России закупочная цена рекордно выросла сразу на 1 тысячу до 13,3 тыс. рублей за тонну, обогнав нефтяные котировки. Цена нашей пшеницы на внешнем рынке подорожала на $5, до $222 за тонну. Перевалка зерна в I квартале на новороссийском терминале Группы "Дело" (третий в стране) выросла на 57%, а объемы за март на 90%.
Чтобы как-то сбалансировать рынок и не допустить стремительного увеличения внутренних цен и дефицита Минсельхоз уже квотирует экспорт.
Урожай ожидается на уровне 120-130 млн тонн, в том числе пшеницы - 80-85 млн тонн. А экспортный потенциал в сезоне-2020/21 оценивается на уровне 48 млн тонн. Экспорт пшеницы ожидается в следующих объемах:
Если ситуация с коронавирусом затянется еще на несколько месяцев, в условиях глобальной самоизоляции мы получим значительное превышение спроса над предложением и отличную возможность для России возместить свои потери от экспорта нефти рекордными заработками на продовольственных поставках. Страна-зерноколонка!»
То есть, как раз для нашей страны вроде бы все выглядит не так скверно, как на фотографии Медведева. Однако несколько дней назад панических настроений подбавила публикация на сайте ВВС «За коронавирусом идут потоп, засуха и голод. Прогнозы на 2020 год становятся все мрачнее». В ней, в частности, говорится:
"Пандемия пришла не одна. Следом за коронавирусом 2020 год обещает нагревающейся планете пожары, потоп, неурожай и библейское нашествие саранчи. Природные катаклизмы угрожают голодом бедным странам и серьезными проблемами Европе и США, предупреждают метеорологи и международные организации. В любой другой ситуации мир не без труда, но справился бы с климатическим происшествием. Однако сейчас все ресурсы брошены на борьбу с Covid-19.
(...)
Согласно данным крупнейшей в мире базы данных о климате Земли, американского National Centers for Environmental Information (NCEI), в марте 2020 года планета рекордно нагрелась: лишь единожды за все время наблюдений с 1880 года температура отклонялась сильнее от средней. И это несмотря на всемирный карантин, из-за которого встали транспорт и промышленность. А чем теплее океан, тем мощнее образующиеся в нем ураганы. Из крупных экономик наибольший ущерб они наносят США - самой богатой стране мира, более других пострадавшей от коронавируса. Полугодовой сезон ураганов там начинается в июне.
К тому же, над перегретыми морями льет активнее, чем над прохладной сушей, что лишает континенты дождя и вызывает засуху. Повышение температуры в западной части Индийского океана чревато засушливым летом и лесными пожарами в Австралии, а потепление вод северной Атлантики грозит высушить и спалить леса бассейна Амазонки. По самым свежим данным ООН, в мире хронически недоедает почти 1 млрд человек - каждый восьмой житель планеты. А из-за вызванного коронавирусом кризиса их число вырастет еще на 130 млн только за 2020 год. Бизли предупреждает: голодать будут 265 миллионов человек.
Засуха, вирус и голод одновременно - перебор даже для посредственного фильма-катастрофы. Но сценарий 2020 года написан разнузданными двоечниками Голливуда, и они не постеснялись добавить туда трагизма в виде нашествия полчищ саранчи. Прожорливые твари вылупились в Йемене в библейских масштабах благодаря теплой и дождливой зиме. К моменту, когда мир озаботился коронавирусом, саранча пожирала зелень в 23 странах Ближнего востока, Африки и Азии. Всемирный банк назвал нашествие самым страшным за поколение - и это еще до того, как в полной мере проявилась его вторая, еще более масштабная волна. Тучи саранчи вызревают в Кении, Эфиопии и Иране. Ей будет чем поживиться - в Африке как раз всходят посевы. Урожай этого года под большим вопросом...»