Андрей Разбродин, Председатель Комитета по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности ТПП РФ, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (СОЮЗЛЕГПРОМ)
- Глава государства предложил ряд мер по поддержке бизнеса. Считаете ли эти меры достаточными?
- Для нашей отрасли актуальна не столько поддержка беспроцентными кредитами на выплату зарплаты, сколько несколько иные вещи. Мы готовим уже третье письмо с предложениями о реальной поддержке. Если не будет затяжной эпидемии, то уже в августе месяце будет отскок по спросу. Есть такое понятие – задержанный спрос. Понятно, что он не будет полновесным на все 100% его задержки, но всё равно он будет. Поэтому к нему надо капитально подготовиться. Отсюда целевая задача: к этому моменту предприятия должны оказаться с оборотными средствами, то есть – с возможностью льготного кредитования. Мы просили вернуть и увеличить объем субсидирования процентов по кредиту на пополнение оборотных средств и закупки сырья.
Речь идёт о текстильной и лёгкой промышленности. Она включает в себя всё – 13 отраслей, в том числе швейники и обувщики.
Вторая важная мера, которая показала себя в ходе предыдущих кризисов, это расширение госзакупок и госзаказов. Эпидемия коронавируса показала, что у нас есть проблемы с защитными масками и костюмами, то есть со средствами индивидуальной защиты. Если вспомнить об инфекционных отделениях в стационарах, то там необходимы подушки, одеяла, постельное бельё, которое должно либо выстаиваться, потом перерабатываться и делаться новое, либо, если заболевание такого класса, который не выстаивается, бельё должно сжигаться.
Эту проблему необходимо правильно решить и отстроить на уровне госрезерва и госзакупок. Маски не должны продаваться только в интернете по неадекватным ценам. Мы предлагаем создание госкорпорации, через которую всё будут распределяться государственные заказы. Сегодня это всё происходит на уровне «кто во что горазд». В такой ситуации, которая возникла сейчас, государство вынуждено тратить излишние средства на то, чтобы закупать необходимое в пожарном порядке.
- Ваши предприятия приостановили работу?
- Да, многие. Хотя многие пытаются работать. Это зависит от конкретной эпидемиологической обстановки в регионе. В Москве все предприятия стоят.
- Тем не менее, все обязаны выплачивать заработную плату сотрудникам. Каким образом это будет решаться?
- Сейчас все в отпусках. С частичным содержанием. Сегодня это возможно в соответствии с КЗОТом. Без сокращения зарплаты не обойтись. Так было во все кризисы. Методики всегда одни и те же. Издержки придётся сокращать. Но это далеко не на всех предприятиях. Многие продолжают двигаться, работать в том объёме, который, конечно, не позволит получить никакой прибыли, но даст прожить самый тяжёлый месяц.
Но март и апрель – всегда одни из самых «пустых» месяцев. Текстильной и лёгкой промышленности то, что карантин случился именно в этот период низкого спроса, повезло.
- Обращались ли предприятия вашего союза за получением кредитов на оплату зарплат сотрудникам?
- Это всё будет возможно, когда заработают налоговые инспекции. В онлайне это не делается. Скорее всего пока немногие обращались, потому что нормально обратиться в банки в офлайне. В значительной мере ответом на вопрос может послужить история с министром экономики, которому так и не удалось получить кредит.
Несколько дней назад Райффайзинг банк написал о том, что у них начитает работать эта программа. Они – одни из первых. К ним могут обращаться те, кто является их клиентами. От других банков мы пока такого не слышали.
Если люди работают – они работают. Там не просто, но есть возможность продолжать. А всё, что связано с живым рынком, с ритейлом, там ситуация сложнее. В любом случае главная мера – отсрочка по налогам.