Об этом в ютуб-канале Президентского центра Бориса Ельцина заявила главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич.
«Нынешний кризис - он вообще другой. Его нельзя сравнивать ни с какими предыдущими кризисами. Каждый кризис имеет своё собственное лицо. Льва Толстого помните? «Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Версия 155. Всё то же.
Мы с вами сейчас наблюдаем, как я уже не раз говорила, за "идеальным штормом", за сочетанием обстоятельств - одновременно проводятся карантинные мероприятия и происходит падение цен на нефть, что для России всегда болезненно.
Коллеги по НИУ ВШЭ оценивают падение по нефтегазовым доходам примерно в 4 трлн рублей. На полтора триллиона упадут не нефтегазовые доходы. Они считали, что 1,3 - это выпадение доходов бюджетов субъектов федерации. У нас все бюджеты составляют порядка 12 трлн, и вот выпадет 1,3 - то есть больше 10%. А вы думали! Это и НДФЛ, он же сыплется, это, частично, и налог на прибыль, а также все налоги на малый бизнес. Нет деятельности – нет налогооблагаемой базы.
Дальше. У нас на 700-800 млрд сократятся страховые выплаты в Пенсионный фонд. И на 300 – 350 млрд – в Фонд обязательного медицинского страхования.
«Вышка» оценивает весь тотальный ущерб в 8 трлн рублей.
Чтобы было понятно. По субъектам консолидированный бюджет - где-то 13 трлн, а федеральный – 19 трлн. Сложили и получили очень большую цифру. И она бьёт как по нефтегазовым, так и по не нефтегазовым доходам.
Так что, очевидно, что надо будет и кубышку ФНБ распечатывать, и брать внутренние займы государство будет тоже. То есть всё требует очень серьёзных денег.
Вообще-то, следует понимать, что это мы ещё даже целиком не вышли из падения прошлого кризиса от декабря 2014 года. До сих пор по доходам населения сохраняется падение на 7%. И по прогнозам НИУ ВШЭ, доходы упадут ещё на 7 %.
Тех, кто сидит не в корпоративном сегменте – всякие МП, ИП, неформальный сектор – их 28 млн человек. Из 72 млн занятых.
На крупных и средних предприятиях фонд оплаты труда, судя по макроэкономической модели, сократится на 5 %, в корпоративном секторе на предприятиях - до 10 %, а у малого бизнеса - не юрлиц – как минимум, на 20 %.
И вот вы только представьте, сколько людей утратят источники дохода!
Основной удар сейчас, в отличие, скажем, от кризиса 2009 года, придётся не по промышленным предприятиям, а по сектору рыночных услуг. А этот сектор сидит не по моногородам, а в крупнейших российских городах.
Конечно, помогать надо, прежде всего, малому и среднему бизнесу. Это вам, извините, не «Уралвагонзавод», у которого, впрочем, тоже могут быть свои проблемы.
Но крупняки – все такие лоббисты, что на себя перетащат одеяло точно. А у гигантского числа малых бизнесов лоббистские ресурсы стремятся к нулю. Это надо чётко понимать.
Как же помогать? Идёт большая дискуссия. Есть вариант - безвозмездная субсидия работодателю на три месяца – на оплату труда. Услышьте меня: не кредит!
Чтобы работодатель смог удержать занятость. Чтобы, когда руины начнут расчищаться, у него этот бизнес сохранился. Но большой вопрос возникает – как же это проконтролировать?
Одновременно ведь висят и долги по аренде, и кредиты... Как же эти субсидии довести именно в зарплаты? Вопрос!
Допустим, директору большого завода можно сказать: смотри, сволочь, если не заплатишь работникам – вон, за углом тебя ждёт прокурор!
Но сколько надо таких прокуроров на весь российский малый бизнес?! Задача! И не из банальных. Одно из решений проблемы – делать всё через личные счета работников. Но всё это надо как-то грамотно организовать, и пока непонятно, как.
Пожмотились и не простили налоги за три месяца! Сказали, отложим. Но если бизнес дистрофиком будет выбираться из этих развалин, как он это всё потянет и заплатит? Простите, но ведь всё-таки не такие уж и большие объёмы по налогам от малого бизнеса! У вас же главные плательщики – металлургические заводы, все эти «газо-» и «нефте-», и прочие.
Простите уже людям это на три месяца, чтобы у них была стартовая возможность выкарабкиваться!
Малому бизнесу необходим платёжеспособный спрос на его товары и услуги, а если он сжался, то и восстановление будет очень медленным.
По всему ясно, что мы можем попасть в ситуацию с весьма застойной безработицей. Разговор сейчас идёт о вилке с показателями от 10 до 15 млн человек. По подсчётам «вышки», например, в этом направлении могут уехать до 13 млн человек.
Пока по опросам сейчас безработица составляет 4,6 % – 3,5 млн человек. Пособия при этом получают только зарегистрированные безработные, а это меньше 600 000.
У масштабной поддержки безработных и сами риски тоже большие. Если дать приличное пособие, такое, на которое голодать не будешь, потом его придётся сокращать. Потому что мы уже на примере других странах это видели и знаем, что такое «сидение на пособиях».
Вы помните, кстати, что было в 1990-х? Если сейчас нашим людям сказать примерно то же самое, мол, ребята, давайте-ка, выкарабкивайтесь сами, вы же понимаете, что сразу станется с уровнем поддержки властей населением? Это колоссальные политические риски.
Поэтому – платить придётся. Учитывая, вдобавок, что как-то надо будет обходиться без справок. Потому что у нас огромное количество самозанятых лиц. Они ниоткуда не увольнялись, они всегда находились в тенёвке. Но им же тоже нужно есть. Всё это вопрос выживания. Посмотрим, как наши власти справятся с такими вызовами»