Posted 24 марта 2020, 14:02

Published 24 марта 2020, 14:02

Modified 7 марта, 15:13

Updated 7 марта, 15:13

Наталья Зубаревич: «Господа, вы понимаете, что это "идеальный шторм"?»

24 марта 2020, 14:02
Ключевые «болевые точки», обозначившиеся в России в связи с кризисом, перечислила в эфире передачи «Разворот» на радиостанции «Эхо Москвы» Наталья Зубаревич, экономист, главный научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ.

Она назвала происходящее «идеальным штормом» и призвала «начальников» действовать в сложившихся условиях как можно оперативнее.

По словам Натальи Зубаревич, сейчас наблюдается «дикое снижение спроса», отчасти это связано с девальвацией рубля, но, в первую очередь, вызвано историей с коронавирусом.

Прежде всего, отметила Зубаревич, «летят сервисные бизнесы». Это первый блок. Самая жёсткая ситуация, на её взгляд, в авиаотрасли.

«Аэрофлот» сократил свои полёты на 25 %, очень тяжело складываются дела у «Уральских авиалиний», у которых много чартеров – они вынуждены «сократиться» на 40 %; у других авиакомпаний речь идёт о 15 – 20 %.

Положение усугубляет то, что практически все самолёты приобретены в лизинг. «Если не договориться с лизингодателями, встанет вопрос о банкротстве», - убеждена Зубаревич.

Совершенно очевидно, что без серьёзной господдержки последуют массовые банкротства и в туристической отрасли. Уже и так ясно, что «летний сезон умер», а сколько продлится пандемия – неизвестно: «Приехали!».

Посещаемость ресторанов и кафе снизилась на 30 %, а где-то уже на 90 %. «Опять-таки, если не будет пролонгации неуплаты аренды, налоговых платежей и так далее - это означает банкротство».

Вторая «болевая точка» – второй блок – это автопром, где платёжеспособный спрос стал падать ещё до коронавируса, «сначала примерно на 2 %». А сейчас, по словам Зубаревич, народ тем более не будет тратиться. К тому же, многие производители зависят от поставок китайских комплектующих.

«Кризис ощутимо затронет, конечно, Питер и ближнюю Ленобласть, Всеволожск. Пострадает и Калуга, которая только-только начала оклёмываться после первого падения в 2013-2014 годах. Возможно, чуть меньше ситуация отразится на «Автовазе», так как у него самые дешёвые машины. Посмотрим», - сказала Зубаревич.

Третий блок – нефте-газовый. «Бояться слишком - пока не стоит, ведь наши обещали «залить». Но продадут - не продадут, непонятно. Вытеснят ли нас в итоге саудиты – тоже не знаем. А про газ уже всё ясно. Цены, особенно на сжиженный газ, сейчас минимальные за очень длительный период. Будет ли операционная окупаемость для поставок сжиженного газа с Ямала, кто ответит? Времена явно не сахарные», - констатировала Зубаревич.

Спрос во всём мире снизился, растёт конкуренция, тёплая зима и забитые газохранилища, переизбыток предложения... Все эти фрагменты в совокупности формируют единую картинку, которую, по словам Натальи Зубаревич, можно назвать «идеальным штормом».

«Ау, начальники, вы понимаете, что это просто «идеальный шторм» и надо соображать и действовать быстро?».

Но если, по словам Зубаревич, роста безработицы в том же автопроме не допустят и совсем уж без денег народ не оставят – переведут работников на форматы по тарифу, на каникулы по соглашению сторон и так далее («всё было отработано ещё в 2009 году, это мы умеем»), то как поддержать сервисную экономику, которая обеспечивает основную занятость в стране, большой вопрос.

У российских металлургов, по словам экономиста, снижение цен на продукцию началось уже до форс-мажора с коронавирусом. Аукнулось происходящее в Китае и в мире вообще.

«У «Норникеля» дела как-то получше, а вот как пойдёт у чёрных металлургов - ждём-с. Потому что российский спрос не вырастет», - отметила Зубаревич.

«В общем, если разделить страну на регионы, я не скажу, где – как бы повежливее выразиться - будет хуже. Аграрный юг, например, продержится, конечно, они просто будут производить ещё больше. Кушать-то хочется всегда. Сложнее всего придётся крупным городам, в которых, как нам недавно сообщили, проживает 70 % среднего класса. Только вот цифра эта абсолютно дилетантская, потому что, в лучшем случае, у нас к среднему классу принадлежит 20 - 30 % населения, а уж если опираться на самые жёсткие измерения, окажется, что 6 - 8 %», - подчеркнула Зубаревич.

Экономист отметила, что, прежде всего, необходимо удерживать занятость в крупных городах и активно помогать малому и среднему бизнесу, запас жирка у которого стремительно истончается. Всё нормально только у торговых сетей, но, как выразилась Наталья Зубаревич, «не «едальными» услугами едиными».

«Европа уже встала. Российские заводы тоже будут вставать. Правда, европейцы выделяют огромные средства на оплату простоя и эти суммы несоизмеримы с нашими 300 млрд. рублей, на которые нам велено гулять и ни в чём себе не отказывать», - сказала экономист, призвав отбросить всякие иллюзии.

По мнению Зубаревич, такими деньгами – в долларах это около 4 млрд. - никак не обойдёшься. Придётся очень оперативно принимать решения по поводу поддержки индустриальных отраслей и различных сервисов.

В Москве проблема, по её словам, должна быть решена, поскольку столица с её супергигантским бюджетом поддержать своих бизнесменов сможет.

«Если кризис будет коротким, самый правильный способ - отодвинуть платежи даже не на летний период, а на осень, как минимум, резко снизить аренду, Москва сделать это в состоянии. А вот налоги – это уже федеральное решение. Правда, есть у меня ощущение, что до 22 апреля сильно шевелиться никто не будет. Задача сейчас другая».

Полную версию передачи можно послушать здесь: https://echo.msk.ru/sounds/2608142.html

Подпишитесь