Posted 18 апреля 2020, 05:38
Published 18 апреля 2020, 05:38
Modified 22 мая 08:06
Updated 22 мая 08:06
Сергей Алиханов
Юлия Мамочева родилась в Санкт-Петербурге. Окончила факультет Международной журналистики МГИМО. Автор поэтических сборников: «Отпечатки затертых литер», «Поэтофилигрань», «Душой наизнанку», «Инсектариум», «Виршалаим». «The BESTелесность», «Я умею огонь», «Мой радар». Творчество отмечено Бунинской премией, Лауреат конкурсов Всероссийского фестиваля поэтов «Мцыри», имени великого князя Константина Романова в Санкт-Петербурге (Гран-при).
Юлия - поэтический эксперт Всероссийского молодежного форума «Таврида», член жюри Международного поэтического фестиваля «Всемирный День Поэзии».
Участница Московского театра поэтов. С моноспектаклями и с презентациями своих сборников гастролирует в Санкт-Петербурге, Смоленске, Ярославле, Нижнем Новгороде и в других городах России.
Существует интернет-сообщество, посвященное поэзии Юлии Мамочевой.
Владеет английским, немецким, испанским и португальским языками и переводит стихи.
Член Союза писателей России.
На недавнем «Сезоне стихов» во МХАТе Юлия Мамочева блестяще предварила Творческий вечер нашего автора Ивана Купреянова. Огромный опыт и множество выступлений в городах России и за рубежом, позволил Юлии Мамочевой с первых же фраз сконцентрировать внимание зрителей переполненного зала. Говоря о близком ей поэте, о творчестве друга, Мамочева в то же время обозначила проблемы, которые стоят перед всей русской поэзией в условиях цифровой эпохи.
Сейчас очень важно — подчеркнула она — всячески поддерживать непосредственное общение поэта с читателями, со зрителями. Подобные встречи необходимы, и их не могут заменить краткие и бесконечные промельки контента перед рассеянными взорами пользователей. Замечательной речью Мамочевой — своеобразной интеллектуальной увертюрой —зрители были вовлечены в поэтический спектакль слайд-шоу:
Юлия Мамочева юная легенда современной русской поэзии. В ее просодии богатейшая и ритмическая, и звуковая палитра, свойственная русской народной поэзии:
Сказка сказывается — дело делается:
Побрела да по свету девица.
Ищет камень по свету безбрежному:
Поднимает и крупный, и крохотный,
Да о цепь, что чугунна по-прежнему, —
Каждым бьёт: то со звоном, то с грохотом...
Мамочева выражает само время через художественно переработанные подробности и детали, воплощенные в строфы. Ее поэтический взгляд, ракурс всегда глубок, и проникает в суть и явлений, и событий. Её поэзии свойственен особый стиль, в котором прослеживаются непосредственные связи: чувств — с действиями, страстей — с бытовым общением:
неважно, зачем, и куда — не суть;
плевать, на год или час.
ты хочешь легко отправляться в путь,
как будто бы вся лучась.
и твой чемодан закрывает пасть,
как маленький сын кита.
и те, от кого, веселЫ, толпясь.
и солнечно там, куда.
ты знаешь, что все они будут тут,
когда ты вернёшься к ним.
и дом твой — дорога. и птицы поют
над этим домом твоим.
На сайте «стихи.ру» у Мамочевой десятки тысяч читателей. В Сети - множество видео, где она проникновенно и самозабвенно читает стихи:
Андрей Дементьев классик русской поэзии, по-державински успел заметить Юлию Мамочеву и благословить: «Её стихи очень искренни, и потому читатель верит ей, когда она говорит о своём родном Петербурге или признаётся в любви к великому прошлому России, через поэтические детали раскрывая её величие и суть. Принимая жизнь такой, какая она есть, Юлия Мамочева находит в ней те прелести и затаённости, которые не то чтобы приукрашивают её, а открывают перед читателями новые грани нашего бытия.
Лирик по призванию и по характеру дарования, Юлия Мамочева нередко обращается к эпическим формам, чтобы полнее раскрыть те события, которые волнуют её и привлекают.
Чувствуется, что поэт образован, влюблён в красоту, которую находит вокруг нас, и радуется ей».
Поэт Дмитрий Быков с особой, проникнутой восхищением иронией, написал: «Мамочева совершенно невыносима.
Она озабочена непрерывным самоутверждением и создает информационные поводы на каждом шагу. Даже когда ей кто-то дает денег на издание книжки..., она добивается публикации информационной заметки на эту тему. Еще и книги никакой нет, а заметка уже есть...
Недостаток жизненного опыта она компенсирует избытком поэтических средств: все у нее на пределе, в осколках, в рваных ранах и т.д.
При этом ее лирическая героиня довольно часто любуется собой. Она довольно щедро заимствует приемы – у Маяковского, у Бродского, у современников и в особенности современниц…
Ей кажется, что если она раз в год (а лучше бы два) не выпустит книгу и не выложит в Фейсбук по крайней мере одно стихотворение в неделю, ее забудут или не узнают и так она и сгинет в безвестности.
Я не знаю, даже не догадываюсь, какой именно комплекс она избывает такой гиперактивностью, но догадываюсь, что комплекс очень большой. Я мог бы сказать, что узнаю в ней себя, но я, во-первых, никогда не был столь явным вундеркиндом, а во-вторых, старался себя как-то дозировать.
Терпеть все это можно только за то, что она действительно умный человек и талантливый поэт, который со временем выпишется в замечательного; за то, что ей небезразличны люди и потому в ее стихах есть живые, а не вычитанные или выдуманные герои; за то, что она знает современность и чувствует ее приметы; за то, что помимо самолюбования в ее стихах порой чувствуется настоящая самоненависть; и наконец, за то, что ей с собой гораздо труднее, чем всем нам – с ней...
Короче, Мамочева – это ужас, летящий на крыльях ночи».
И даже сегодняшняя наша трагическая ситуация в стихах Юлии Мамочевой и звучит, и становится оптимистичной:
Потому когда мама заплакала, что всё это полный конец,
и когда папа ответил, что действительно — Апокалипсис,
Даша сразу же встала и твёрдо сказала: «Нет!
Иначе такую весну бы в окне не показывали!»
Ведь и правда же, глупые взрослые, как это может быть ад,
если всё расцветает и птицы над всем звенят,
если солнце повсюду, и свет его величав,
если мама и папа такие смешные в его лучах,
если даже Витька уже не сердится в его свете.
Если это весна.
Весной не бывает смерти...
И вот стихи, которые и у наших читателей, несомненно, вызовут столь же сильные чувства:
***
Мы, в нежность, как в дремучие цветы,
сбежавшие от собственной печали,
стоим к плечу плечо, а за плечами
весна, и у неё глаза светлы.
Я — твой побег, твой дерзкий оберег:
в ладони сжав, почувствуй эти пальцы,
ведь мы для солнца — двое тех, кто спасся
и им теперь за это обогрет.
Услышь меня, но в самой глубине,
там, заглянуть куда бывает стыдно.
С балкона город пусть тебе — пустыня,
пусть — океан огней, волна к волне.
Вся суета и прочее гнильё
забудется, когда случится то, что
дойдя до ручки, ей поставишь точку,
и красота прорвётся сквозь неё.
***
Приходи в мои сны,
приходи как не в гости, но в голову,
или, может, не в голову — в тёплую темень груди,
где часами стучит моё сердце, старинно и голодно.
Я закрою глаза.
Приходи в мои сны.
Приходи.
Там мы встретимся — много волшебней, чем здесь, и смелее.
Я возьму тебя за руку и поведу в глубину,
и пойдём мы вдвоём по неведомой птичьей аллее
в зазеркальную юность сквозь тихую осень одну.
В плотном мире вещей говорить нам — нелепо и боязно,
ведь космический слог человечески невыразим.
Приходи в мои сны, наконец прогуляемся по лесу
и далёкие звёзды увидим как будто вблизи.
Из руин городов первобытных поднимемся на гору —
любоваться рождением новых из пепла и льдов.
Приходи в мои сны, в естество моё, бритое наголо,
приходи,
как приходит не гостья,
но мысль,
что — любовь.
Как здесь правильно жить — я не знаю, а там — и не пробую,
но когда ты со мной — и неважно, то явь или сны —
я дышу, словно музыкой сфер, твоим ясным профилем
посреди абсолютной бессмысленной тишины.
***
Пусть птица видит нас на золоте полей,
как мы похожи на
две крохотные руны.
А кто на свете всех румяней и белей?
А ты, моя заря, ты, ласковая юность.
Зависнув в облаках, пусть птица видит, как
пьянеем травяным мы древнерусским духом,
ведь в тишину, что мотылькова и дика,
спадает время с нас бессильнейшим недугом.
И остаёмся мы стоять — в руке рука,
до первородности обнажены друг другом.
По несколько секунд, минут, часов, веков
стекает время, точно пот, из тела
в бескрайний звон цикад, что дик и мотыльков.
И мы молчим вдвоём, как ты того хотела.
Мы только пара рун, переплетённых рук,
пока нет связи с двадцать первым веком,
давай ещё с тобой побудем на ветру,
ведь я немножко управляю ветром.
Пока молчит айфон, славянский пантеон
хранит нас всем вокруг, что травянО и сине.
И видим птицу мы, и будто слышим звон,
звучащий непонятно, но красиво.
Моей мечты цветные отпечатки
Сняла очки – и вижу все мазками…
Забавно: мир как с полотна Мане.
Коснусь его холодными руками -
Исчезнет тотчас, по моей вине.
Постой, не надо! В сумочке перчатки;
Надену их – не станет мерзлоты!..
Моей мечты цветные отпечатки…
О пресный быт! За ними меркнешь ты…
В глазах стоит священная картина –
Безумие, фантазия, мираж:
Сливается навеки воедино
Эмоций полихромная гуашь.
Так трепетно, как тень скользящей лодки
По темной глади на краю земли…
Очки надела – снова вижу четко.
Но вижу ли? Но вижу ли?..
Дорога
ори, целуйся, дерись, ишачь —
ничто тебя не берёт.
и лишь когда пора уезжать —
тоска открывает рот.
неважно, зачем, от кого, куда;
плевать, на сколько и с кем:
стоишь и смотришь в свой чемодан,
пустая, как манекен.
и твой чемодан распахнут, как рот
той самой тоски дурной.
но как бы хотелось наоборот —
всегда уезжать, как домой!
неважно, зачем, и куда — не суть;
плевать, на год или час.
ты хочешь легко отправляться в путь,
как будто бы вся лучась.
и твой чемодан закрывает пасть,
как маленький сын кита.
и те, от кого, веселЫ, толпясь.
и солнечно там, куда.
ты знаешь, что все они будут тут,
когда ты вернёшься к ним.
и дом твой — дорога. и птицы поют
над этим домом твоим.
Молитва
Протяни мне, Боже, на ладони хризолиты слез,
Чтоб сверкали в светлый миг оправой для счастливых глаз.
Силы дай не утонуть в бездонном океане грёз –
Жить секунду за секундой, как в последний раз!
Подари незримую корону светлого ума:
Чтоб стихи рождались, разрывая сладкой болью грудь…
Господи, я трудный путь поэта выбрала сама!
Только Ты, прошу, со мною рядом будь…
Ну а если невзначай мне скажут: «Знаешь, Бога нет.»
Не померкнет свет янтарный вдохновленных глаз.
Лишь отвечу я без срыва на фальцет:
«Если так - то кто же создал нас?..».
Сосна
В моих глазах – застывшая смола.
Сосной, когда-то, значит, я была.
Тянулась к небу, к солнцу – все росла:
Мне солнечные открывались дали!..
Я видела тогда весь мир земной -
Сквозь призму стужи, сквозь пьянящий зной…
Я пахла хвоей, свежестью, весной –
И звезды ледяные мной дышали.
А подо мной кипела жизнь – аврал!
Влюблялся кто-то – кто-то умирал,
Один по миру нитки собирал –
Другой – цветы в букет Прекрасной Даме.
Пел нищий, и рыдал всевластный царь,
И сквернословье заглушал тропарь…
Сосну срубили – побурел янтарь
И стал моими карими глазами.
Давайте вспомним
Давайте вспомним горестные годы
Истерзанной страны,
Когда сплотились мирные народы
Перед лицом войны:
Не пощадили мимолетной жизни,
Пожертвовав собой,
И, все молитвы обратив к Отчизне,
Фашисту дали бой.
Давайте вспомним те поля, дубравы
Израненной земли,
В которых, не ища посмертной славы,
Солдаты полегли –
И не было ни страха, ни печали
На лицах молодых,
Когда бойцы, не дрогнув, погибали,
И раненою грудью заслоняли
Товарищей своих:
Пускай не все по чьей-то высшей воле
Известны имена.
Им памятник еще на бранном поле
Поставила война.
Давайте вспомним взрывы Сталинграда
Под гулкий стон полей,
И узников, прошедших круги ада
Фашистских лагерей,
И тех, чья вера стойкая в Победу
Не ведала преград…
Кто, несмотря на все земные беды,
Стоял за Ленинград.
Стоял… За нерушимую свободу
Гранитных берегов.
За черствый хлеб и ледяную воду,
За вольный град Петров
И перелив симфонии блокадной
Под метронома бой…
За силуэт, могучий и громадный,
Над вольною Невой.
Давайте вспомним трепетную силу
Народа своего:
Обстрелы, голод, братские могилы –
Страдания его;
И вместе с тем – великую отвагу
Несломленной страны.
Огонь Победы. Взятие Рейхстага.
И наш конец войны.
Коронавирус
И говорили что-то родители про крах мировой экономики,
и сидели все в одной комнате и думала Даша: «Мы в домике!»
И Витька ругался: «Застряли, как в чёртовом бункере,
свалил бы сто раз отсюда куда подальше».
А Даша учила буквы, и гречка на кухне булькала,
и было не очень спокойно, но радостно Даше.
Смотрела она, пока делала заданное на завтра,
как доллар зелёный растёт до потолка динозавром,
как президент в телевизоре велит не ходить на улицу,
как занавеска танцует, как Витька за ноутом дуется.
Какие у мамы красивые волосы, какие у папы большие руки,
наконец-то можно налюбоваться на них, наглядеться.
И думала Даша, отдыхая от ежедневной разлуки,
что сейчас у неё неплохое, в сущности, детство
и что вообще лучший праздник — весь этот коронавирус.
И цвела в её шестилетнем сердце неуязвимость.
Потому когда мама заплакала, что всё это полный конец,
и когда папа ответил, что действительно — Апокалипсис,
Даша сразу же встала и твёрдо сказала: «Нет!
Иначе такую весну бы в окне не показывали!»
Ведь и правда же, глупые взрослые, как это может быть ад,
если всё расцветает и птицы над всем звенят,
если солнце повсюду, и свет его величав,
если мама и папа такие смешные в его лучах,
если даже Витька уже не сердится в его свете.
Если это весна.
Весной не бывает смерти.
МОЙ РАДАР
...Столетья идут, несмотря на земной цейтнот,
а солнце скрывается снова, не рассмотрев нас.
И слева щемИт: и, кажется, это ревность,
а это из сердца проклёвывается цветок.
Я вижу весь мир целиком — со случайной точки,
как будто стою посреди своего нутра.
И думаю — Господи, это ж ещё цветочки,
всего-то восемь утра.
И мир просыпается. Я дышу и дурею
от тёплого зуда. А мне говорят: замри!
Листвой покрываются бронхи мои, как деревья,
травой моя память выходит из-под земли.
По венам дорог растекаются автомобили,
и невыразимая ясность, как соль во рту,
едина для всех, что полюбят меня и любили.
Едина для всех,
что внутри меня
и вокруг.
Цирк одного поэта
Так сидела бы да век на тебя глядела,
будто нет мне совсем никакого другого дела.
Ни работы, ни быта.
Не ранена, не убита
я гляжу на тебя и забываю, где я.
Я какой-нибудь клоун в съехавшем парике,
я живу в слезинке на светлой твоей щеке.
Жизнь моя — восхитительный цирк одного поэта.
Рёв слонов. Стук копыт. Пляски смерти невдалеке.
Очень много цвета.
Нет, я вовсе не говорю, что живу в аду.
Я с огнём в ладу и с музыкой этой в ладу.
Я хожу колесом, не сходя с языков, умора.
...Но когда я смотрю на тебя, словно на звезду,
сквозь трепещущий купол, сквозь пёструю ерунду —
то все звери мои опускают смиренно морды.
Если сердце взорвётся — значит, оно граната.
Если сердце взорвётся — значит, любовь — война.
...Я гляжу на тебя, и мне ничего не надо.
Из меня уходит бравада и клоунада,
остаётся одна только нежность да тишина.
Сердце в клетке свернулось и дышит огромным тигром.
А они утверждали, что в нём дофига тротила,
а они убеждали, что нет счастливой любви.
Я гляжу на тебя и знаю, что подфартило.
Ты глядишь на меня
и говоришь:
«Живи».
***
Возвращаться, как будто не уезжала,
а полмира — в зеркале или во сне увидела.
Что тебе моей ревности Килиманджаро,
запаха моего Индия?
Что тебе моя Тихая страсть, Атлантический ужас
с крохотной Атлантидой стыда?
Я не знаю, что принято говорить, вернувшись
сюда.
Я Земля, у меня вместо сердца горячий камень
и сибирская вьюга, как минимум, в треть души.
Я вошла в твою жизнь, точно в гулкий дом великаний —
в шум вселенских моторов, который незаглушим.
Как в открытый космос, вошла босиком в твою жизнь.
Я Земля, говорю. Ты — бескрайняя звёздная юность.
Я горю посреди твоей нежности, словно нерв.
Мы встречались во снах. Пусть не ждут ни в аду, ни в раю нас.
Я целую тебя в окружении сотен планет.
Вот тебе хвойных глаз моих утренняя Карелия.
Вот тебе моя армия счастья — непобеди-
мая.
Семь миллиардов мурашек. Гляди. Гляди.
Я опять лежу головой на твоих коленях
под огромным солнцем, что бьётся в твоей груди.
В Петербурге...
В Петербурге рождённый и в том едва ли повинный,
Ты прочнее, чем матерью, градом родным храним,
Ибо неоспоримо, безвременно связан с ним
Пуповиною тайной — невидимою пуповиной.
Тем в тебе он заметен ёмче, чем кровная мать:
Где б ни брёл ты — как вкопанный встанешь,
вдруг обнаружась:
В спину грянет безжалостно: «Там, впереди, —
петербуржец!» —
На чужом языке, что научишься понимать;
И холодною гордостью сердце царапнет ужас...
В Петербурге рождённый — это особая масть:
И морщины на лбу, что подобны барочной резьбе,
И души искривленье, которое — невыправимо...
Где ни спрячься — он, выждав, дёрнет за пуповину,
И покорно пойдёшь
умирать
на Невский
проспект.
***
Вроде вот они, лица — да только ведь знай — не те:
В каждом чудится берег, да некому бросить якорь.
Вспоминаешься — будто вспыхиваешь в темноте:
Ни наскульных веснушек, ни славной нащёчной ямки —
Ни единой черты,
лишь свет —
столь родной, что яркий
До резиновой тяги в моём зачерствелом хребте.
Сразу двор, что во мне, —фонарём лихорадужных лет
Обнажён: видно всё, чем к тебе был я нежным и вредным.
...А на кухне дымят и целуются. Режу хлеб.
Попадаю по пальцу — из ранки идёт время.
А на кухне поют. И песня, как чай с имбирём, —
Горяча и горчит. Щиплет нос изнутри попутно.
Вроде вот они, люди: да все — близнецы под пудрой
Пьянки всЕнощной; каждый ласков и изнурён.
В каждом хочется берега. Так, что мечусь по волнам,
С языком, от вина
Шершавым, как крепдешин.
Извини, это — крик души.
А на кухне бедлам. И время похоже на ром:
Так же хлещет в глотку —
пьяняще,
само
и мудро.
Ты во мне — фонарём.
Ты во мне — торчишь фонарём.
Не уходишь, но гаснешь, когда наступает утро.
Баллада о цепи
Дева раз пришла к колдуну
И раскрыла тоску одну:
Мол, жених — на войну, а теперь — в плену!
Дай, верну его! Дай — верну!
Затянулся колдун папиросой,
Засмеялся, синеголосый.
— Эх, пленён! То не ложь, не ложь.
Но напрасно оборки-то мнёшь, —
Режет взор, что нож! — Женишка вернёшь:
Силе нет непосильных нош...
Дева плачет словами жаркими:
— Для того и жизни не жалко мне!
Изменился колдун в лице
И надел ей на шейку цепь.
— Эх, тогда, — говорит, — терпи!
Чудо-камень ищи! — говорит, —
Как ударишь им по цепи,
Тотчас золотом та возгорит;
Станет всё тебе — чёрный шёлк,
И вернётся домой женишок!..
Сказка сказывается — дело делается:
Побрела да по свету девица.
Ищет камень по свету безбрежному:
Поднимает и крупный, и крохотный,
Да о цепь, что чугунна по-прежнему, —
Каждым бьёт: то со звоном, то с грохотом.
Уж и люди над нею хохочут,
Окликают да рожи корчат.
А иные — камнями в юродивую:
Первый кинул — другие целятся...
Улыбается им при народе она:
Ловит камушки да бьёт о цепь свою!..
Много лет прошло-утекло,
И далёко родное село...
Но гуляет село, пир велик да силён:
Возвратился с войны Семён!
Ест он, пьёт средь односельчан
И не знает, что в дальнем краю
Дура бродит слепая, зачем-то стуча
В цепь свою — в золотую свою.
***
Нет, помнишь, как ты косила и я косила?
Накажут — так завтра. Помаюсь и отвлекусь.
Всё было до упоения некрасиво:
Свист чайника, вторник, вареньице из кизила,
Рассвет по клеёнке — кляксами. Первый курс.
А к вечеру — помнишь? — оттепель — звёздами в лужах;
Дорога до «Дикси» — длиною в ломаный блюз:
К припеву ботинки — насквозь. И ты, не дослушав,
Смеёшься — повсюду как будто, и воздух плюшев,
И так хорошо мне, что даже чуть-чуть боюсь.
А полночь? Нет, помнишь? С балкона, который — с остров, —
Мы видели море, мы верили в маяки.
На вкус это было смесью светлого с острым;
И за руки мы держались, как слишком сёстры,
И истина заключалась в тепле руки.
Сорванец
Под небом задремать мечтал бы каждый…
Моя постель - опавшая листва.
Я сорванец, в котором жив пока что
Всесильный дух святого озорства!..
Лежу в саду, волненьем трав овеянный
Да тишью ласковой, чей сумрак так знаком;
Пред сладким сном, своим созвездьям вверенный,
Их упиваюсь сладким молоком.
Я сорванец. Устав от пыльных комнат,
От духоты рутинных стен устав, -
Дышу. Пока опекой ночь покоит
И сахар звёзд мерцает на устах;
Покуда вечностью, на семь часов помноженной,
Истома благостная плоть не начинит…
Коль вдруг очнусь, ещё впотьмах, встревоженный, -
Зажгу Луны спасительный ночник
И снова - в сон. Нырну, как в небо - жаворонок.
Умру, чтобы воскреснуть на заре:
Её хлебнуть трепещущими жабрами
И раствориться в жидком янтаре
Восхода, раззадоренного зарева,
Которого никто не опроверг…
Лежу в саду с закрытыми глазами.
Читаю звёзды по изнанке век.
***
Я живу на бегу — сквозь пальбу и пургу
(Так сквозь сон клянут комарьё).
И могу обо всём. О тебе — не могу:
Не выходит, слишком моё.
Угловата, что писаная углём,
Ты смеёшься в глуби тайника;
Шрам над левою бровью! О волос, как лён!..
Нет, не выговорить никак.
Попытаюсь — картавлю: влеки-не влеки —
И смешно, и жутко самой.
В воду — глядь: а у страха глаза велики,
Подведённые спьяну сурьмой.
Я живу и боюсь в проливном октябре
По воде — по слепой мостовой.
Понимаешь, хотелось хоть раз — о тебе,
Да опять говорю с тобой!
А следы мои в спину зовут: «Обернись!..»
И живи, мол, назад, егоза.
А у страха глаза уголками вниз.
А у страха — твои глаза.
Натали
В том году мы с тобой расставались иными, иными -
на безбрежный миг.
Ты вернулась, мой друг. Я гляжу на тебя, но ныне
вижу mon amie.
Вот глаза твои, голос - зелёный, ещё не женский:
говоришь, говоришь
и хохочешь по-русски. Но в каждом внезапном жесте,
в каждом вздохе - Париж.
Он запал тебе в душу звёздочкой, сахарным семенем -
и разросся в ней.
И болеешь ты им на родимом своём Севере:
кровью русской в висках ночная гудит Сена,
полная огней.
Ты вернёшься туда. Улетишь - неминуемо так же,
как на свет - мотыли.
В нём сама разрастёшься, в Париже, ведь ты - не Наташа:
ты теперь - Натали.
Но прошу тебя, как ещё ни о чём не просила:
отхлебнув бордо,
хохочи, как в России! И там хохочи Россией
над любой бедой.
Лихие мои девяностые
Лихие мои девяностые,
отсюда — щемяще-несносные,
солнечные, нетекучие,
хрущёвка, пыльное Купчино.
Почти что уже не помнится
ни двор огромнее города,
ни старый сосед-пропойца
с гербом, на плече наколотым,
лишь лестница — долгая-долгая —
гостиная полузнакомая,
да чувство, что дома, что дома я,
как будто в броню закованная.
Придёт кто — и слышишь: грабили,
а то и стреляли, сволочи.
И смотришь в окошко солнечное,
на нём — занавески рябенькие.
И мама такая юная,
а папа с порогу — апрелевый.
Я — Лёха, ещё не Юлия,
какая уж там Андреевна.
Ни мира ещё не видела,
ни первых друзей не встретила:
вон куртка висит дяди-Витина,
вот туфли стоят тёти-Светины.
И чей-то, видать, день рождения,
раз лица кругом соседские.
И куклы мои волшебные:
наверно, ещё советские.
Лепет
И нечаянно будто, и чуточку по-канареечьи
До поры — на едином
все дети
лепечут наречьи.
А звучит оно так,
как дождичек пахнет майский:
Хоть родимо —
не-пе-ре-во-ди-мо-ни-ма-ло-маль-ски.
В нём, как в старом колодце, — глубОко, голубооко
Нам мерцают звёзды. И чуется больше Бога,
В этом лепете, услышанном ненароком,
Чем в соборном эхе и даже хоре народном.
Только нас, поневоле выросших, он нервирует:
От него в животе раз за разом что-то — навыворот —
Неминуемо, неунимаемо... Неизлечимость?
Дети с каждой точки планеты — по-канареечьи
Правду нам на щемящем и общем лепечут наречьи;
Нам, что так же умели когда-то, да — разучились.
Мы теперь, по своим и чужим блуждая орбитам,
Лишь смеёмся да плачем на том языке забытом.
Как в детстве...
Как в детстве - призрачный бал над маминою овсянкой,
Наш догорающий день сижу и вдыхаю отчаянно,
А выдыхаю - рифмованно. Чтобы в буковке всякой
Выжил он для тебя, куда бы я ни отчалила,
Чтобы, выжив, - расцвёл (однажды - в минуту трудную;
Знаешь, когда того щемяще захочешь душою!)
И снова мы выбирали - на Таганскую или на Трубную,
И выходили там, где кофе самый дешёвый...
Ты видишь: уже вырывается наш день - из тесного ритма!
Из всякой хоть буквы, хоть точки лезет, как тёплым ростком, -
Огромным московским небом, похожим на небо Рима -
И это необоримо, как хищник перед броском!..
Слова в околесицу крошатся,
хрустя под напором пёстрым -
Ты слышишь?.. Сквозь них проросши,
Снова пьянит апрель!..
И в нём мы - нежданно вместе, и в нём мы - навеки сёстры,
Прикуриваем от солнца в тихом пунцовом дворе.
***
всколыхнулось внутри
точно рыба — хвостом
говори, говори
о любом, о пустом,
о своём, о моём,
отражаясь во мне,
точно я водоём
со звездой в глубине
то ли я водоём
то ли ты водоём
только самую соль
друг из друга мы пьём
и русалки во мне
закрывают глаза
можно я буду небом,
чтоб не замерзать?
чтобы слушать внутри,
чтобы верить в глуби:
говори, говори
полюби, полюби
Нелётная погода
Синяками-тучами плоть небес покрылась,
Точно лупит кто её, голубую гать.
Снизу вверх свою кляну тихую бескрылость:
Не взлететь, взаправду - не летать!..
Рёвом выси хлещет гром - сок гневливой муки,
Вспухли мученически жилы молний синих…
На земле скукожившись, я ломаю руки -
Для чего поднять меня в воздух вы не в силах?
Для чего - беспёры вы, отчего - не крылья?
До ломоты взмахивай вами - не взлететь…
Вот и корчусь я в траве, точно туша рыбья,
Кутаясь в предательскую сеть.
А трава мокра от слёз голубени битой,
Буйным ливнем небосвод плачет-не стыдится…
Хочется мне Удали - дремучей, первобытной,
Мощи тех, кто знать не знал, что они - не птицы.
В небо хочется упасть, в ненасытный омут,
И пойти ко дну, хлебнув хляби грозовой…
Извела тоски земная хворь -
Как матроса, пусть меня хоронят
В пьяном море над моей Москвой.
Гитарная прелюдия
На гитаре впервые - взрезало неожиданно,
С милосердием скальпеля с пальцев силу скобля.
Ворожи давай! Выжжены все миражи давно!
Мол, в созвездия скатывай эти: от си до ля.
Ах, гитара моя! Странным шествием шестиструновым
Прошерстила я Вас по пространно шальной оси...
Ну же, сильная, спойте! Любите меня, как сестру!.. Но вы
Предпочли припечатать промученным до-фа-си.
Ах, какая же, деточка, все-таки горе-игрунья Вы:
Непонятней настырности Вашинской лишь фарси!..
Пульс струится по струнам, отплясывая по-скрипковому,
Рассыпаясь в молекулы славно обильных мук.
Пальцам жарко на кончиках самых, как от постскриптума
Благовестного - к черно трагическому письму.
Где же я: на орлиной скале ль, на коралловом рифе ль;
В звуковолнах плыву ли, привольностью развалясь?..
Богомольем бемольным таинственно веет от Вас...
Я ласкаю Ваш гриф, точно в точку наточенный грифель,
Чтоб искусство рождать, над искусником чувствуя власть,
Шестиструнье сжимаю, вгоняя металл - в подкожье,
Рвется кокон и куколка. Как колокольный гул,
Из гитарной груди проливается нега Божья,
Словно солнечный сок на проснеженную тайгу…
Вперёдсмотрящий
Они плевали мне в спину —
И было их пруд пруди;
Им было, конечно, стыдно
За то, что я — впереди,
Хоть шёл и изрядно хромая
Да ртом побелевши в мел:
Туман-то густел, как марля,
На ощупь же я лишь умел.
Я вёл их. Был всяк, как на исповеди,
Кануть боясь, — правдив:
Никто не смел в спину выстрелить,
Маячащую впереди.
***
Меня с детства учили, что русские не сдаются,
и поэтому Совесть — вот моя главная Вера.
Я всегда утверждала, что дьявола звать — Лизоблюдство
и боится он маяковского револьвера.
Будь Есенин ты — сам, у царя ничего не клянча,
из-под ног его вырвись берёзово, чёрно-бело —
а иначе,
глядишь, отвернётся брезгливо удача,
и тверди оробело,
что стерва совсем огрубела.
Я всегда считала, что жить надо честно и броско, —
даже Бродского к этому, в общем-то, не рифмуя;
просто — есть, что сказать? —
так бери, и вставай во весь рост, и
говори — хоть минуту, но правду. Свою, не другую.
Потому что поэт — ведь, ей-богу, совсем не про рифмы.
Потому что поэт — это вслух про Веру и Правду.
Потому что поэт — это то, что необоримо,
и мне сдаться никак — настолько я этому рада.
Я умею огонь
Раскрываю ладонь — и птицы летят на юг:
я умею огонь, а вы бы так не смогли.
Смерть приходит и шепчет: «Да ты же поэт, мой друг!»
Я смеясь говорю — поцелуй меня и вали.
Отче наш, не беси меня, ласковый, не беси,
я ищу «БиБиСи» — попадаю на Первый канал;
как же ты меня, Господи, доконал:
я опять без сил.
Умирать нестрашно: закрой глаза и иди,
не мудри, придумывай мантры — смотри и пой.
Это кажется только, что ты беспросветно один:
Смерть по левую руку — дурак, я всегда с тобой.
И пускай звёздной пылью мне тут не марать порог,
но куда вообще себя, сволочь, ни присобачь,
есть в груди эта славная боль по имени Бог,
на устах — СашБаш*.
И пред этою истиной каждый — совсем нагой.
И под эту вот песню — пляши, пляши на костях!..
Я умею огонь. Я просто умею огонь.
Он большой, как стяг.
*СашБаш — Александр Башлачев поэт и бард.
Ястребиное
Ястребиное,
неистребимое
так и бьётся во мне — раструби меня,
вознеси меня в это синее —
полусонно
про-из-не-си меня.
Хочет,
чтобы так-то и сделала:
чтоб с постели — к окну; чтоб из тела я
в осень улицы —
в шабаш листвы-таки —
всем вот этим
рванулась
на выдохе.
Чьё ты, птичье,
ты чьё, отчаянье,
очертелое чудо
чаячье?
Чуть пущу тебя — станет в небе пляс
белой болью так,
что не хватит глаз.
Диво-дивное,
непобедимое,
да не басенное — небесное!..
Ну лети,
моё лебединое,
песнею!..
***
Я не знаю, что я такое:
то ли чудо, а то ли — горе,
то ли демон, а то ли — дева;
лишь бы, Господи, не оскудело,
что внутри у меня источник,
ибо слышу — горит истошно.
Потому я столь жив и робок
средь подстилок и полукровок.
Не застал ни деда, ни Цоя,
оттого НЕ-ВЕ — лик,
но — лицо я.
Весь — лицо. Так спросите у глади —
люди ль,
нелюди ль? — Христа ради.
Поглядите в немую реку
до Ярилова вскукареку,
до вос-крику, как до
вос-
тока —
то ли тонкого.
То — литота.
Не ищите тоталитарного
и увидите — как летала я:
то ли талая, то ли тело,
то ли демон, а то ли дева.
Море вереска
Мне сегодня приснилось синее море вереска —
будто, взявшись за руки, мы по нему бежим.
...Я люблю тебя так, что мне до сих пор не верится,
как умеет сердце моё быть таким большим
и вмещает всё,
что я могу
только письменно,
да и то лишь, когда не потрогать тебя руками.
Смотришь в неба экран — я мигаю звёздами пикселей
и храню тебя всеми возможными облаками.
Мне когда-то не нравились, помню, все эти штуки,
но теперь понимаю: иным не сказать языком —
как за пушкинскою решёткой,
я в каждом твоём #хэштеге,
в гиперссылке каждой
маюсь,
как под замком.
И, коль скоро весь мир — Паутина, где мы — акробаты,
и меж нами порой — только ниточка меж городами...
...я люблю тебя
во все его
мегабайты,
если поневоле ночь вдали коротаю.
Но планета вертится, вот уже — даже не верится! —
тряский поезд несёт
к тебе меня
сквозь полумглу;
и в окошке — я вижу! — стоят по колено в траве леса,
и его не закрыть даже крестиком в правом углу.
Мне — идти по перрону к тебе, как навстречу чуду.
Мне — тебя обнимать, хоть, пожалуй, ещё не верится.
...Я люблю тебя так,
что до клетки последней чувствую,
до последнего волоса,
пахнущего
вереском.