Личный опыт: как карантин добивает 89-летнюю бабушку с деменцией

2 апреля 2020, 11:20
Прикованные к постели старики, люди с ограниченными возможностями в карантинном режиме попадают в непростое положение. Самоизоляция может оказаться для них смертельнее, чем сам коронавирус. Посещение больных родственников пока что не вошло в список уважительных причин для покидания домов. Кто теперь о них позаботится?

Виктория Петрова

Листаешь-листаешь двое суток подряд подакты и приложения к вступившим в силу распоряжениям о введении ограничительных режимов и задаешься невольным вопросом. А как скоро для штампующих уважительные поводы для покидания квартир чиновников перестанет быть сюрпризом, что заботиться у нас, оказывается, нужно не только о собаках, коим надо справлять нужду, но и об огромном количестве граждан из особенных категории?

Может быть для кого-то станет неожиданностью, но за большим количеством стариков в России ухаживают их дети и родственники. В глубинке, например, многие семьи просто не могут позволить себе нанять сиделок. Услуги госсоцзащиты тоже стоят пусть и не больших, но денег. Но даже платно не всегда за один выход соцработник может закрыть все нужды пожилого человека. Престарелым людям, прикованным к постели, или имеющим тяжелые заболевания, требуется дневной, а зачастую круглосуточный уход.

В период карантина вопрос об уходе за пожилыми обостряется.

Размахивая декларациями о тотальной самоизоляции ради спасения старшего поколения (которые больше всех остальных подвержены заражению), мы рискуем создать ситуацию, когда угроза их жизни становится реальной – и коронавирус тут не причем.

Позвольте обратиться к личной истории. Конкретный пример. В Удмуртии, где живет моя семья и 89-летняя бабушка, с 31 марта Главой Субъекта Федерации введен режим повышенной готовности и вступили в силу меры по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

Губернатор во всех своих соцсетях и Live-эфирах разъяснил гражданам, что с 18.00 часов для всех жителей Удмуртии, независимо от возрастов вводится обязательный домашний режим самоизоляции.

Граждане не могут покидать свои дома, за исключением случаев:

- обращения за экстренной медицинской помощью, прямой угрозы жизни и здоровью, следования к месту работы и обратно, если работа не приостановлена, похода в ближайший продуктовый, за товарами первой необходимости, в банк и салон связи, выгула домашних животных на расстоянии не более 100 м от дома и выноса мусора. Гражданам в возрасте 65 лет и старше, беременным женщинам, а также людям, имеющим хронические заболевания бронхелегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной системы, на распоряжение рекомендуется обратить особое внимание.

В перечне нет пункта об уходе за пожилыми родственниками, нет ничего о том, на кого же теперь оставляют их жизнь и здоровье. В семьях встает вопрос: если за своими старенькими родителями не могут ухаживать дети, кто должен это делать? Мою бабушку, например, родственники кормят несколько раз в день, моют, причесывают, дают лекарства, следят за ее состоянием и убираются в ее квартире.

Отвечая на многочисленные вопросы граждан о санкциях за нарушение режима самоизоляции, глава региона отмечает, что очень рассчитывает на самосознательность граждан, поскольку принимать репрессивные меры ему бы очень не хотелось, но, если взаимопонимания не будет, то придется…

Пунктом 6.3 своего распоряжения руководитель региона поручает Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики совместно с исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике внести предложения об оказании мер социальной поддержки для социально незащищенных категорий граждан, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Предложения министерству предписано внести приложением в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению и совсем не ясно, в какие сроки.

И пока Минсоцполитики решает, как помочь незащищенным категориям граждан, моя проживающая отдельно 89-летняя бабушка, вот уже вторые сутки как будто должна страдать от обезвоживания и ждать, когда ж ее накормят и, извините, сводят по нужде. Потому что по правилам самоизоляции уход за ней не является поводом для покидания родственниками своей квартиры. Бабушке необходим постоянный уход, у нее деменция и последние годы она сама себя не обслуживает. Принцип «берегите себя и своих близких, оставайтесь дома» тут не работает! И если со всей ответственностью следовать требованиям властей, то ждать у моря погоды бабушке придется еще долго (сколько точно, не знает никто), «до особого распоряжения», как говорится в документе.

Не только моих родственников, но я думаю, тысячи людей по всей стране, власть поставила перед странным этическим выбором: бросить близких помирать или нарываться на штрафы и стать позорным карантинным нарушителем.

Часть забот по уходу за бабушкой раньше брали на себя работники из Центра социального обслуживания населения района (и спасибо им большое). Но во всероссийскую выходную неделю начались сбои. Приобретение готовой продукции в заведениях общепита (очевидно, ввиду гарантий минимального соответствия пищи санитарным требованиям) и кормление – один из главный пунктов договора, который заключается с семьей, где требуется помощь пожилому. Но в карантинные каникулы в районе закрылся общепит. Столовые, откуда работники несли еду старикам, не работают.

Чтобы расширить договор - например, заказать вместо одного три выхода соцработника в день по адресу нуждающегося или включить в бумагу пункт и «готовке пищи» на дому, нужно встречаться с администрацией и заключать допсоглашение. Но администрация уведомила клиентов, что вместе со столовыми самоизолировалась.

А пока длятся каникулы, работник приходит без еды и первостепенные вопросы жизнеобеспечения бабушек и дедушек всё равно приходится решать родственникам. Родственникам, которым запретили выходить из дома без особенного повода…

- Соцработники работают в обычном режиме, выходят по адресам, по которым есть заявки. Столовые закрыты, чтоб еду они готовили у вас на дому, вам нужно составлять допсоглашение. Но заведующие не выходят сейчас договоры составлять, нам запрещено до особого распоряжения, - ответила директор районного Центра обслуживания населения.

Два последних дня я не слезаю с горячих линий, чтобы найти хоть какое-то логичное решение. Оставим, наверно, за скобками данность такую, что до некоторых важнейших служб, которые должны в первую очередь бежать помогать людям в условиях эпидемии, просто не дозвониться. Минсоцзащиты, Минздрав, Росздравнадзор – не отвечают.

В других же инстанциях пока не пришли единому мнению на счет того, как поступить с недееспособными родственниками.

- К ним выходить нельзя. Но если если бабушка, дедушка не могут обойтись без посторонней помощи, нужно обратиться в поликлинику и просить участкового терапевта выдать справку родственникам для передвижения. Терапевт должен прописать в справке, что без обеспечения ежедневного ухода за престарелым родственником создается угроза его здоровью и жизни. Если терапевт откажется такую справку выдавать, нужно идти в полицию и спросить у них, какую именно справку им предъявлять, если выходишь из дома, чтоб посетить родственника, - посоветовали в региональном Минздраве.

Аналогичный совет дали в региональном Роспотребнадзоре.

В полиции ответили, что пожилых родственников, конечно, оставлять в беде нельзя, не воспрещается их посещать, и распоряжения штрафовать тех, кто идет к беспомощным престарелым родителям, в ОВД нет. Пока нет, добавил дежурный.

Оператор горячей линии Федерального Роспотребнадзора отметила, что вопрос подобный задается часто.

- На данный момент в указах нет ничего по поводу ухода за больными родственниками, установлено только, что это относится к работе социальных служб. В наших указаниях написано, что любой выход должен осуществляться по пропуску, который будет выдаваться жителям в порядке, установленном правительством субъекта региона и опубликованном на сайте совместно с распоряжением о введении ограничительных мер, - ответила оператор.

Но на сайте региона ответа соответствующей информации нет. Не дает ответа на этот вопрос руководитель республики и в социальных сетях.

- Я уверена, что будет предусмотрено, чтобы ваши бабушки, дедушки не голодали. В любом случае, ей нужен уход. Уход за пожилым человеком, я думаю важнее, чем выгул домашних животных, - успокаивает меня оператор.

Но вопрос не решен.

В приемной Правительства России после долгих расспросов рекомендовали закупиться и самоизолироваться с бабушкой на ее квартире. Диалог получился необычным.

- Вы не можете к ним выйти [к пожилым родственникам], - заявила сотрудница приемной.

- Если вопрос не решается, если соцзащита не может обеспечить круглосуточный уход, что старики должны погибать от голода?

- Ну, это ваш выбор, можете выходить на улицу и только к ней тогда не заходите, отдавайте кушать за дверью.

- Она, во-первых, пакет за дверью не найдет. Во-вторых, если найдет, то совершенно не будет знать, что с ним делать. Крупу гречневую, скорее всего, посадит в палисадник, а кефиром, скорее всего, польет комнатные цветы. Вы понимаете, что определенной категории пожилых нужен специальный уход?

- Я понимаю, но вы сами понимаете, что вы принесете ей в дом инфекцию, поэтому, к сожалению, я не знаю, какой у вас выход. Надевайте маску, перчатки, заходите к ней сами, но понимаете это очень опасно? Скажите, пожалуйста, вот честно, вы какого ответа от меня ждете? Я просто не знаю, что вам посоветовать в этой ситуации, - ответила чиновница.

- Хотим узнать, как со стороны государства будет организован на период карантина уход за пожилыми, которые сами себя не обслуживают. Вопроса бы не было, если бы родственникам оставили возможность, как и раньше, самим ухаживать за ними. Или организовали бы круглосуточный уход силами госслужб.

- В Роспотребнадзор, в приемную Президента обращались? – спросила сотрудница.

- В Роспотребнадзоре сказали, что однозначных решений у них нет на этот счет.

- Ну, также и я вам, к сожалению скажу. Невозможно бросить человека в такой ситуации безысходной. Вам только ехать и проживать этот период с ней. Набрать пакеты, лекарства и просто за один день зайти к ней и остаться на какой-то период карантина. Больше у вас выхода никакого нет, вы единственная ее помощь, - ответила сотрудница приемной Правительства РФ.

Круг замкнулся.

В своих социальных сетях губернатор рекламирует волонтерские службы, которые помогают пожилым людям. Вот в рамках проекта «Добрососедство» специалисты управляющей компании разместят в подъездах более 1500 листовок с информацией о мерах профилактики для пожилых людей с телефонами горячих линий. Листовки также будут размещены в чатах и группах домов, находящихся в управлении компании «ЖРП № 8», сообщает пресс-служба. Надо ли говорить, что такие пожилые, как моя бабушка, листовки в подъездах не прочтут, а реакцию моей бабушки на просьбу зарегистрироваться в чате домов специалистам управляющей компании лучше всего пронаблюдать лично.

Волонтеры из рекламируемого главной Удмуртии политического проекта «ПоддЕРжка» для таких людей, как моя бабушка – тоже не выход. Пиаром тут не обойтись. Что она сделает с пакетами, оставленными под дверью, я уже объяснила. И второй вопрос. По каким причинам вообще кто-то должен доверить своего родственника, который, вполне может быть, уже не совсем отчетливо осознает, кто он, где, когда и зачем - «всем желающим в возрасте от 18-50 лет» людям, без специальных навыков и опыта по уходу за пожилыми?

Мы не говорим, что волонтеры не нужны. Нужны и очень нужны. Но одной волонтерской помощи для престарелых людей с серьезными заболеваниями недостаточно.

Почему бы в условиях эпидемии просто не расширить штат официальной государственной соцподдержки, которая обучена и знает, как обращаться с незащищенными слоями населения и вообще-то долгие годы именно в этом профиле и работвшей?

К 75-летней годовщине мою бабушку, труженицу тыла и ветерана войны как всегда будут посещать с подарочными наборами чиновники и депутаты всех мастей. Осведомиться об условиях ухода и жизни пожелал даже главный врач больницы. Таких детей войны по стране сегодня очень много.

По данным главы Минтруда Максима Топилина, на 1 апреля 2019 г. в России - 74 тысячи непосредственных бойцов Великой Отечественной войны. Всего участников войны, включая тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда, узников фашистских лагерей - 1,2 миллиона человек. Эпидемия бросает сегодня новый вызов и не на словах проверяет, какого почета заслуживают ковавшие победу наши сограждане. Может быть, не стоит дожидаться красных дат в календаре, а сделать это сейчас, когда это действительно нужно?

Помимо пожилых людей в непростом положении оказываются, надо понимать, люди с ограниченными возможностями, которые не обходятся без сиделок и специального профессионального ухода, люди всех возрастов с хроническими заболеваниями, беременные женщины и дети.

«Вообще, конечно, удивительно, что домашние животные считаются достаточным поводом для того, чтобы отойти на 100 метров от дома, а ребенок нет, при том, что младенцы, хочу я вам сказать, спят на улице и люди гуляют с ними в колясках по 2 по 3 часа в любую погоду всегда. Это необходимо. Но почему-то люди, которые составляют эти правила, они, видимо, уже забыли о том, как это бывает, поэтому про собак они еще понят смутно, а про детей они уже ничего не помнят», - прокомментировала на днях правила ограничений политолог Екатерина Шульман.

Нам только остается добавить, что сегодня, в условиях пандемии, прежде чем активировать запреты, вспоминать вообще-то приходится много о ком. И до того как составлять протоколы, сдирать штрафы и пугать уголовкой, хорошо бы подумать о том, как не загонять людей в нервирующий выбор. Легко ли отвечать на вопрос: что лучше - нарушить карантин или дать матери/отцу умереть с голоду. Одну войну это поколение уже пережило...

#Общество #Новости #Соцобеспечение #Пандемия #Инвалиды
Подпишитесь