Posted 31 марта 2020, 17:33
Published 31 марта 2020, 17:33
Modified 7 марта, 15:07
Updated 7 марта, 15:07
Ирина Мишина
Все началось с того, что ФСИН временно запретила свидания заключенных с родственниками. Также администрация московских СИЗО ограничила посещения арестантов адвокатами в связи с распространением коронавирусной инфекции. Сами изоляторы переведены на казарменный режим. Временно запрещены передачи заключенным. Причина - угроза распространения коронавируса.
В федеральном управлении Службы исполнения наказаний «НИ» сообщили, что там появился свой штаб по коронавирусу, который будет следить за ситуацией. В каждом учреждении создадут специальный медицинский пост для выявления больных с респираторными симптомами, а в приемных, камерах и столовых будет проходить дезинфекция. Нас заверили, что в российских колониях и изоляторах пока что случаи заражения не зафиксированы. Верится с трудом.
Однако, среди адвокатов и правозащитников меры ФСИН вызвали неоднозначную реакцию. «Ограничение общения с адвокатом – это ничем не ограниченный простор для произвола в СИЗО и других местах лишения свободы. На человека могут оказывать любое давление, и он никому не сможет об этом сообщить, о нарушениях никто не узнает. Что касается лишения заключенных посылок, то это попросту глупый шаг. Иных слов я просто не подберу», - считает руководитель юридической практики проекта благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая» Алексей Фёдоров. – "Те, кто находится в местах лишения свободы – это, как правило, люди с ослабленным иммунитетом. Их единственная еда – баланда, из которой разворовано все, что можно. Без другой пищи люди окажутся ослабленными. Мы считаем, что людей сейчас надо освобождать. По крайней мере тех, кто сидит по «лёгким» статьям. Ситуация в колониях ужасная. Никаких противовирусных мер никто не принимает. К тому же в колониях невозможно провести диагностику, лечение. Если начнется эпидемия коронавируса в местах лишения свободы – люди будут просто умирать, и никто им не поможет. А это всё начнётся, причем очень скоро», - считает Алексей Фёдоров.
Как стало известно «НИ», сейчас юристы благотворительного Фонда «Русь сидящая» готовят исковые заявления в суды в связи с отказом в допуске адвокатов к осужденным и их ограничении в посещениях и передаче посылок. Действительно, в случае, если следственные действия в отношении арестантов продолжаются и следователи продолжают допросы, то отсутствие адвоката - это ни что иное, как прямое давление на следствие.
Тем временем, власти разных стран уже амнистируют заключенных, которые признаны неопасными для общества. Их выпускают временно или под залог.
Есть информация, что в тюрьмах Италии, Таиланда, Колумбии и Ирана уже вспыхивали бунты. В некоторых странах власти вынуждены были отпустить из тюрем тысячи заключенных. Так, 22 марта департамент исправительных учреждений Нью-Йорка сообщил о положительных результатах тестов на коронавирус у 29-и заключенных и 17-и сотрудников тюрем, после чего там были освобождены 75 заключенных. Через несколько дней в тюрьме острова Райкерс вирус обнаружили еще у 60-и человек. Из этой тюрьмы пообещали освободить около 300-т пожилых заключенных, осужденных за не насильственные преступления. При этом на свободу не выйдут виновные в домашнем насилии или преступлениях сексуального характера.
К 24 марта власти округа Лос-Анджелес из-за угрозы распространения коронавируса выпустили из тюрем около 1700 заключенных, это около 10% от всех заключенных самого населенного округа США…
Известно, что министр юстиции Великобритании Роберт Бакленд публично признал: COVID-19 представляет большую угрозу для переполненных тюрем. Он сообщил, что правительство рассматривает возможность освобождения части заключенных. Он рассматривает вариант "временного освобождения". Параллельно с эпидемией коронавируса британское правительство разрабатывает план, который позволит расширить условно-досрочного освобождение.
Иран из-за эпидемии COVID-19 временно выпустил из колоний 85 тысяч человек, причем половина из них, по утверждению властей – это те, кого обвиняли в преступлениях, связанных с государственной безопасностью. По данным "Аль-Джазиры", среди них много участников антиправительственных протестов. Помимо политических заключенных временно освободили тех, кто был осужден на небольшой срок за ненасильственные преступления.
В России о частичном освобождении заключенных речи пока вовсе не идет. Зато поступает информация о том, что амнистия, приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, может не состояться. «Нам стало известно, что никакой амнистии по поводу 75-и летия Победы власти проводить не планируют», - сообщил "НИ" руководитель юридической практики проекта благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая» Алексей Федоров. – «По этому поводу мы тоже готовим соответствующие документы и обращения».
Чего же опасаются российские власти? Роста криминала? Или того, что тысячи бойцов Росгвардии, стянутые в города на автобусах, не справятся с находящимися на режиме самоизоляции бывшими заключенными? Или ситуация выйдет из-под контроля из-за временных отпусков сотрудников ФСБ? Но есть и другие версии.
«Я наблюдаю в последнее время вообще ужесточение наказаний. Что касается амнистии, то надо будет предпринять исключительные меры безопасности для тех, кого выпускают из мест лишения свободы. Возможно, силовые структуры сейчас решают иные задачи. К тому же возникают вопросы: как и где, вместе с кем эти люди будут соблюдать режим самоизоляции? Все ли родственники захотят находиться с бывшими заключенными в одной квартире? Второй вопрос: освобождённых надо будет трудоустраивать, а сейчас, в кризис, на рынке труда обстановка очень тяжелая. Не пополнят ли эти люди ряды безработных без определенного рода занятий? Да, безработным государство обещало выплачивать денежное пособие. Но хватит ли денег на всех, кто освободится из тюрем и скорее всего не найдет работу? Вопросов возникает много и, видимо, не на все из них у нашего правительства есть готовые ответы и решения», - считает адвокат Любовь Гончарова.
Так или иначе, меры, принятые ФСИН в связи с коронавирусом в отношении заключенных, многие общественные деятели восприняли как нарушение прав человека. Так, член Совета по правам человека Ева Меркачева считает, что действия ФСИН нарушают права заключенных. «Находящиеся в СИЗО люди, которые еще не признаны виновными по решению суда, в том числе те, кого могут оправдать, оказались отрезанными от внешнего мира и лишены всего», - заявила Меркачёва агентству «Интерфакс».
Очевидно, во ФСИН начали понимать абсурдность принятых решений и уже «явочным порядком» меняют в некоторых случаях принятые меры. «Сейчас ситуация такая. График судебных заседаний остается в силе, но не на все суды допускают адвокатов», - рассказывает адвокат Любовь Гончарова. – « В Мосгорсуде в конце прошлой недели меня пропустили в зал суда. Перед входом измерили датчиком температуру, защитные маски – по желанию, также необходимо было соблюдать дистанцию – полтора метра. Во ФСИН не могут не понимать: ограничение общения с адвокатом – это ограничение права на защиту. Разумеется, в условиях эпидемии необходимы определенные ограничения. Но при этом ключевые права – в первую очередь право на защиту – нарушено быть не должно», - заявила адвокат.
Тем временем, адвокат Адвокатской палаты Москвы Светлана Сидоркина сообщила: "Мы с коллегами уже обсуждали возможность Обращения или открытого письма руководству ФСИН с просьбой временно или условно-досрочно освободить людей с хроническими заболеваниями, попадающими в группу риска заражения, при условии, что они не совершали тяжких преступлений. Поднять этот вопрос правомерно. Поскольку речь идет о спасении тысяч людей от коронавирусной инфекции, мы также обсуждаем возможность обращения к Главному санитарному врачу России », - сообщила «НИ» адвокат Адвокатской палаты Москвы Светлана Сидоркина.
Вскоре после решения ФСИН об ограничении контактов заключенных, в том числе с адвокатами, стало известно, что Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) подготовлены рекомендации по борьбе с коронавирусом в тюрьмах. Перечень правил выпустил и Европейский комитет против пыток (ЕКПП). Чтобы избежать нарушения прав заключенных в условиях карантина, предлагается гарантировать беспрепятственный допуск к ним адвокатов и правозащитников.
А пока… осужденные ярославской ИК-8 написали обращение в администрацию президента по поводу "отвратительной" медпомощи и отсутствия в колонии не только антисептиков, но и обычного мыла.