Иван Петровский
Освобождение, как утверждают иранские власти, носит временный характер. На Назанин надет браслет локации, ей запрещено отдаляться от дома родителей в Тегеране более, чем на 300 метров. Однако ее муж, англичанин Ричард Рэтклифф, заявляет, что теперь необходимо превратить временное освобождение в окончательное. И для такой надежды есть основания.
Напомним, что сотрудница британской благотворительной организации, прилетевшая с годовалой дочкой в Иран, чтобы проведать родителей, была арестована 4 апреля 2016 года в Международном аэропорту Тегерана. В сентябре того же года ей был вынесен приговор - пять лет заключения. По мнению прокурора Ирана, Назанин, которая с 2009 года жила в Англии, будто бы принимала участие в организации массовых манифестаций против фальсификации президентских выборов, на которых победил Махмуд Ахмадинеджад.
Летом 2019 года сообщалось, что ее душевное состояние в тюрьме резко ухудшилась, Назанин была переведена в психиатрическую больницу, поскольку наблюдавший ее врач выразил опасения, что она может покончить с собой.
А несколько недель назад близкие сообщили, что у Назанин был выявлен коронавирус. К счастью, сам факт выхода из тюрьмы говорит, что диагноз ошибочный, поскольку все освобожденные иранские заключенные перед выходом из тюрьмы проходили тест на вирус. Больных попросту не выпускали.
Всего планируется отпустить на свободу около 10 тысяч человек. Для авторитарного Ирана - это беспрецедентный гуманитарный шаг. Как отмечают наблюдатели, жестокий удар коронавируса в этой стране, возможно, приведет к смягчению нравов.
История с Назанин, за которой следит весь цивилизованный мир, заставляет вспомнить еще об одной женщине, которая была осуждена в Кувейте по абсолютно надуманным обвинениям и после 472 дней в кувейтской тюрьме вынуждена скрываться вместе с 5-летним сыном предположительно в российском посольстве. Это - россиянка Мария Лазарева.
И вот что заявил "НИ" представитель Комитета спасения Марии Лазаревой Владимир Сидоров:
- Мне кажется, что освобождение из тюрьмы Назанин Загари-Ратклифф- это очень хорошая новость и очень важный сигнал, который посылает руководство Ирана. Страна, как представляется, выстраивает свои приоритеты на борьбу с коронавирусом, а не на борьбу с диссидентами и активистами, или неправосудно осужденными иностранцами. Это для них - приоритет, и Правительство Великобритании (Назанин - гражданка этой страны), к примеру, в ответ могло бы разблокировать ряд секторальных санкций, в частности, по поставкам медицинского оборудования и лекарств в ответ на этот символический жест - и жест далеко не регионального значения.
Надеюсь, что после вынужденных каникул кувейтского правительства этот вопрос начнет активно рассматриваться, будет проявлена гуманность, учитывая сильный ход Ирана именно в гуманитарном аспекте. Мне кажется, что иранский опыт будет услышан в регионе, и надеюсь, прежде всего в Кувейте, и наша гражданка в ближайшее время сможет вернуться на Родину.
Хочется верить, что это и серьезный сигнал в сторону руководства Кувейта, которое тем не менее не посылает пока сигналов о возможных мерах по снятию ограничений на выезд Маши Лазаревой из страны.
- А какие меры предпринимают власти для вызволения Марии Лазаревой из Кувейта?
- Нам известно, что Правительство Кувейта предпринимает меры по разрешению деликатной ситуации в отношении нашей гражданки, работают дипломаты и эксперты, но в связи с чрезвычайными мерами, предпринятыми в Кувейте (а это единственная страна в мире, где все правительство с 11 марта ушло на каникулы на две недели из-за пандемии коронавируса), динамики в нашем вопросе пока нет. Мы надеемся, что мудрость и гибкость кувейтян, которую они неоднократно проявляли в разрешение деликатных вопросов межгосударственных отношений, позволит в данном конкретном вопросе достичь положительных решений.
Стоит напомнить, что наши традиционно дружественные отношения основаны в том числе и на том, что Эмир Кувейта много лет был Министром иностранных дел своей страны, часто приезжал в СССР и считался другом Андрея Андреевича Громыко - главы советского внешнеполитического ведомства. Уверен, что позитивное отношение Эмира распостраняется и на современную Россию. Известно, что Марию Лазареву выпустили из тюрьмы под домашний арест 12 июня 2019 года после личного послания президента Путина Эмиру.
КСТАТИ
Суверенный /инвестиционный/ фонд Кувейта Kuwait Investment Authority /KIA/ удвоил свои вложения в российские проекты через сделки с Российском фондом прямых инвестиций /РФПИ/ на общую сумму более миллиарда долларов. Генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев заявил, что суверенный фонд Кувейта не только увеличил свои инвестиции в сделки РФПИ, но и значительно повысил процент участия в каждой сделке "в таких секторах, как агросектор, нефтехимия, многие другие". KIA участвует в механизме автоматического соинвестирования РФПИ с 2012 года.